Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 2

Мы знаем,

что у человека есть пять центров: мыслительный, эмоциональный, двигательный,

инстинктивный и половой. Преобладающее развитие любого центра за счет других

порождает чрезвычайно односторонний тип человека, неспособный к дальнейшему

развитию. Но если человек приводит внутреннюю работу пяти центров к

гармоническому согласию, тогда он 'замыкает внутри себя пентаграмму' и

становится законченным типом физически совершенного человека. Полное и

правильное функционирование пяти центров приводит их к единению с высшими

центрами, которые вводят недостающие принципы и непосредственно и постоянно

связывают человека с объективным сознанием и объективным знанием.

'Тогда человек становится 'шестиконечной звездой', т.е., обретя

независимость и завершенность в самом себе и будучи заключенным в круг

жизни, он изолирован от чуждых влияний или случайных толчков; он воплощает

собой печать Соломона.

'В данном случае серия символов 2, 3, 4, 5, 6 объясняется в приложении

лишь к одному процессу. Но даже это объяснение неполно, так как символ

невозможно объяснить полностью. Его можно только пережить - таким же

образом, как необходимо пережить идею самопознания.

'Процесс гармонического развития человека можно рассмотреть и с точки

зрения закона октав. Закон октав дает другую систему символов. Согласно

закону октав, каждый завершенный процесс есть переход ноты 'до' через серию

последовательных тонов в 'до' следующей октавы. Семь основных тонов октавы

выражают закон семи. Добавляя сюда 'до' следующей октавы, иными словами,

увенчивая процесс, мы получаем восьмую ступень. Семь фундаментальных тонов с

двумя 'интервалами' и 'добавочными толчками' дают девять ступеней. Если

включить сюда 'до' следующей октавы, мы получим десять ступеней. Последняя,

десятая ступень представляет собой конец предшествующего и начало нового

процесса. Таким образом, закон октав и выражаемый им цикл развития включают

в себя числа от единицы до десяти. В данном пункте мы подходим к так

называемой символике чисел. Символику чисел невозможно понять без знания

закона октав и без ясного понимания того, как октавы выражаются в десятичной

системе и наоборот.

'В западных системах оккультизма существует метод, известный под

названием 'теософского сложения', т.е. определение чисел, состоящих из двух

и более цифр, суммой этих цифр. Для людей, не понимающих символики чисел,

такой числовой метод кажется совершенно произвольным и бесполезным. Но для

человека, который понимает единство всего сущего и владеет ключом к этому

единству, метод теософского сложения обладает глубоким смыслом, так как он

погружает все многообразие в фундаментальные законы, которые управляют этим

многообразием и выражены в числах от единицы до десяти.

'Как было указано ранее, числа связаны в символогии с определенными

геометрическими фигурами и взаимно дополняют друг друга. В каббале

употребляется также символика букв и в сочетании с нею - символика слов.

Сочетание четырех методов символики, т.е. чисел, геометрических фигур, букв

и слов, дает усложненный, но более совершенный метод.

'Кроме того, существует символика магии, символика алхимии и символика

астрологии, а также система символов Таро, которая соединяет их в одно

целое.

'Каждая из этих систем может служить средством передачи идеи единства.

Но в руках невежественного и некомпетентного человека, хотя бы и

исполненного благих намерений, символ становится 'орудием заблуждения'.

Причина этого заключается в том, что символ никогда нельзя брать в

окончательном и определенном смысле. Выражая законы единства в бесконечном

многообразии, символ обладает бесчисленным множеством аспектов, в которых

его можно рассматривать; и от человека, подходящего к нему, требуется умение

видеть его сразу с нескольких точек зрения. Символы, переложенные в слова

обычного языка, становятся в нем инертными, темными и легко превращаются в

'собственную противоположность'; их смысл ограничивается узкими

догматическими рамками, а в толковании не дается даже относительного

простора логического рассмотрения предмета. Причина этого - в буквальном

понимании символов, в приписывании символам единственного значения. Истина

опять-таки окутана внешним покрывалом лжи, и чтобы открыть ее, требуются

огромные