Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 2

называемым 'четвертым

путем'. Но кроме них есть много подражательных путей, подражательных групп и

подражательной работы. Это даже не 'черная магия'.

'На лекциях часто задают вопрос о том. что такое 'черная магия'. Я

отвечаю, что нет ни красной, ни зеленой, ни желтой магии. Есть механичность,

т.е. то. что 'случается', и есть 'делание', т.е. магия. А 'делание' возможно

только одного рода; двух родов 'делания' не бывает. Но возможна

фальсификация, подражание внешнему проявлению 'делания', которое не приводит

ни к каким объективным результатам, но которое способно обмануть наивных

людей и вызвать у них веру, ослепление, энтузиазм, даже фанатизм.

'Вот почему в истинной работе, т.е. в истинном 'делании', не

допускается создание у людей ослепления. Так называемая 'черная магия'

связана с ослеплением; это игра на человеческих слабостях. 'Черная магия'

вовсе не означает магии зла. Раньше я уже говорил, что никто не действует в

интересах зла, ради зла. Каждый человек действует всегда в интересах добра,

как он его понимает. Точно так же неверно утверждать, что 'черная магия'

непременно эгоистична, что в 'черной магии' человек стремится достичь

каких-то результатов для себя лично. Это вовсе не так. 'Черная магия' может

быть вполне альтруистичной, стремиться к благу человечества, к спасению его

от подлинного или воображаемого зла. Но то, что называют 'черной магией',

имеет одну определенную черту. Эта черта - тенденция использовать людей для

каких-то своих, пусть даже наилучших целей без их знания и понимания вызывая

у них веру, ослепление или страх.

'Но нужно в этой связи помнить, что 'черный маг', добрый или злой,

всегда является продуктом школы. Он чему-то научился, что-то услышал, что-то

знает. Это просто 'полуобразованный человек', который или был удален из

школы, или сам ее оставил, решив, что уже достаточно знает, что более не

должен ничему учиться, что может работать самостоятельно и даже направлять

работу других. Всякая 'работа' подобного рода приводит лишь к субъективным

результатам, иначе говоря, только увеличивает обман и углубляет сон, вместо

того чтобы их. уменьшать. Тем не менее, можно чему-то научиться и у 'черного

мага', хотя и непрямым путем. Иногда он может даже случайно сказать правду.

Вот почему я говорю, что есть вещи. намного худшие, чем 'черная магия'.

Таковы всевозможные 'оккультные' и теософические общества и группы. Их

учителя не только сами не были в какой-либо школе, но и не встречали никого,

кто был в школе. Их работа сводится к простому обезьяньему копированию.

Однако подражательная работа подобного рода приносит большое удовлетворение.

Один человек чувствует себя 'учителем', другой 'учеником', и каждый

испытывает удовлетворение. Здесь нельзя обрести понимание своего

ничтожества; и если даже люди уверяют, что оно у них есть, все это иллюзия и

самообман, если не прямой обман. Наоборот, вместо понимания своего

ничтожества, члены таких кружков обретают чувство собственной важности, и их

ложная личность растет.

'Сначала очень трудно проверить, верно или неверно ведется работа,

правильны или неправильны получаемые указания. В этом отношении

теоретическая часть работы может оказаться полезной, - исходя из этого ее

аспекта, человеку легче судить о ней. Ему известно, что он знает и чего не

знает, чему можно научиться обычными способами и чему нельзя. И если он

узнает что-то новое, что-то такое, чего нельзя узнать обычным путем из книг

и т.п., это до некоторой степени является гарантией того, что и практическая

сторона тоже будет правильной. Но, разумеется, и это не дает полной

гарантии, и здесь возможны ошибки. Все оккультные и спиритические общества

уверяют, что они обладают новым знанием, и находятся люди, которые этому

верят.

'В правильно организованных группах не требуется никакой веры;

необходимо только немного доверия, да и то лишь на короткое время, ибо чем

скорее человек начнет проверять то, что он слышит, тем лучше для него.

'Борьба против ложного 'я', против главной черты, главного недостатка

человека, - важнейшая часть работы, и ее следует вести на деле, а не на

словах. Учитель дает каждому ученику определенные задачи, для выполнения

которых требуется победа над главным недостатком. Когда ученик выполняет их,

он борется с самим