Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 2

сказал, в системе космосов, изложение которой мы только что

слышали, меня более всего поразило то, что она полностью соответствует

'циклу измерений', который лег в основание моей 'Новой модели вселенной';

только эта система космосов идет еще дальше и объясняет многое, что не было

ясно в моей 'модели вселенной'.

'Так, если мы рассмотрим микрокосмос, т.е. 'атом' или 'микроб', по

определению г-на Гурджиева, тогда тритокосмос будет для него четырехмерным

пространством, мезокосмос пятимерным, а дейтерокосмос - шестимерным.

'Это значит, что все возможности 'атома' или 'микроба' реализуются в

пределах нашей Солнечной системы.

'Если же мы рассмотрим человека как тритокосмос, тогда для него

мезокосмос окажется четырехмерным пространством, Дейтерокосмос - пятимерным,

а макрокосмос - шестимерным; это значит, что все возможности тритокосмоса

реализуются в макрокосмосе.

'Сходным образом, все возможности мезокосмоса реализуются в айокосмосе,

а все возможности дейтерокосмоса, или Солнца - в протокосмосе, или

Абсолютном.

'Поскольку каждый космос имеет реальное физическое существование,

постольку каждый космос для себя или в себе является трехмерным. По

отношению к низшему космосу он четырехмерен, а по отношению к высшему

является точкой. Иначе говоря, сам он трехмерен; а четвертое измерение

пребывает для него как в высшем космосе, так и в низшем. Последний пункт,

возможно, покажется парадоксальным, но, тем не менее, дело обстоит именно

так. Для трехмерного тела, каким является космос, четвертое измерение лежит

как в области очень больших величин, так и в области очень малых величин,

как в области фактической бесконечности, так и в области того, что

фактически представляет собой нуль.

'Далее, мы должны понять, что трехмерность даже одного и того же тела

может быть различной. Только шестимерное тело вполне реально. Пятимерное

тело - лишь неполный вид шестимерного. Четырехмерное - неполный вид

пятимерного, трехмерное - неполный вид четырехмерного тела. И. конечно,

плоскость представляет собой неполный вид трехмерного тела, т.е. вид одной

из его сторон. Точно так же линия есть неполный вид плоскости, а точка -

неполный вид линии.

'Кроме того, хотя мы и но знаем, как это происходит, шестимерное тело

может видеть себя трехмерным. Кто-то, глядя на него со стороны, тоже может

увидеть его трехмерным, но трехмерным в совершенно ином виде. Например, мы

представляем себе ЗемЛю трехмерной; но эта трехмерность воображаемая. Как

трехмерное тело, Земля для самой себя является совсем иной, нежели то, чем

она является для нас. Наше зрительное представление о ней неполно: мы видим

ее как разрез разреза разреза, ее полного бытия. 'Земной шар' это

воображаемое тело, это разрез разреза разреза шестимерной Земли. Но эта

шестимерная Земля может быть для себя трехмерной; только мы не знаем формы,

в которой Земля видит себя, и не можем имрть о ней понятия.

'Возможности Земли осуществляются в айокосмосе, и это значит, что в

айокосмосе Земля представляет собой шестимерное тело. И мы в

действительности можем видеть, каким образом должна измениться форма Земли.

В дейтерокосмосе. т.е. по отношению к Солнцу, Земля является уже не точкой

(принимая точку за масштабное сокращение трехмерного тела), а линией,

проводя которую мы обозначаем путь Земли вокруг Солнца. Если мы возьмем

Солнце в макрокосмосе, т.е. зрительный образ линии, по которой движется

Солнце, тогда линия движения Земли станет спиралью, огибающей линию движения

Солнца. Если мы вообразим боковое движение спирали, тогда это движение

построит фигуру, которую мы не в состоянии представить, т. к. не знаем

природы ее движения. Тем не менее, это и будет шестимерная фигура Земли,

которую сама Земля может видеть как трехмерную фигуру. Необходимо установить

это и понять, потому что иначе идея трехмерности космосов станет связанной с

нашей идеей трехмерных тел. Трехмерность даже одного и того же тела может

быть различной.

'И этот последний пункт, как мне кажется, связан с тем. что г-н

Гурджиев называет 'принципом относительности'. Его принцип относительности

не имеет ничего общего с принципом относительности в механике или с

принципом относительности Эйнштейна. Это опять-таки тот же принцип, что