Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 2

он может объяснить себе,

что такое 'Успенский' - и с этого ему следует начать, памятуя в то же время,

что он - не 'Успенский'.

'Опаснее всего в данном случае полагаться на собственное суждение. Если

человеку повезет, рядом с ним может оказаться кто-то другой, кто сумеет

сказать ему, где находится он и где 'Успенский'. Но для этого он должен

доверять этому человеку, потому что он, несомненно, станет думать, что

разбирается во всем сам и знает, где он, а где 'Успенский'. И не только по

отношению к себе, но и по отношению к другим он будет думать, что знает и

видит их 'Успенских'. Конечно, все это самообман. На этой стадии человек не

может ничего видеть ни в себе, ни в других. И чем больше он убежден, что

видит что-то, тем больше он заблуждается. Но если он способен хотя бы в

малой степени быть откровенным с собой, если он на самом деле желает знать

истину, тогда он может найти точное и безошибочное основание для того, чтобы

правильно судить о себе, а затем и о других людях. Однако все дело упирается

в то, чтобы стать искренним с собой, а это никоим образом не легко. Люди не

понимают, что искренности необходимо учиться. Они воображают, что

искренность или неискренность зависит от их желания или решения. Но как

человек может быть искренним с самим собой, если он вполне искренне не видит

в себе того, что должен видеть? Кому-то нужно показать все это человеку; а

отношение последнего к показывающему ему истину должно быть правильным,

таким, что поможет увидеть показываемое, не помешает его увидеть, как это

нередко бывает, когда мы думаем, что уже все знаем.

'Это очень серьезный момент в работе. Тот, кто в подобное мгновенье

потеряет направление, впоследствии никогда его не найдет. Нужно помнить, что

человек, каков он есть, не располагает средствами отличить 'я' от

'Успенского' внутри себя. Даже пытаясь это сделать, он будет лгать самому

себе и сочинять всякий вздор; он никогда не увидит себя в истинном свете.

Следует уяснить себе, что без помощи извне человек никогда не сумеет увидеть

себя.

'Чтобы узнать, почему это так, вы должны припомнить многое из того, что

было сказано раньше. Как говорилось выше, самонаблюдение приводит человека к

пониманию того, что он не помнит себя. Неспособность человека вспомнить себя

- одна из главных характерных черт его бытия и причина всех прочих его

недостатков. Неспособность вспомнить себя проявляется во многом. Человек не

помнит о своих решениях, не помнит те обещания, которые давал самому себе,

не помнит того, что говорил или чувствовал месяц, неделю, день или даже час

назад. Он начинает какую-нибудь работу, а немного спустя уже не помнит,

зачем ее начал. В особенности часто это происходит в связи с работой над

собой. Человек в состоянии вспомнить обещание, данное кому-то другому,

только с помощью искусственных ассоциаций, которые в нем воспитаны, а они, в

свою очередь, связаны с искусственно созданными понятиями 'чести',

'честности', 'долга' и т.д. Вообще же говоря, можно утверждать, что если

человек вспоминает одну вещь, он забывает десять других, помнить которые для

него гораздо важнее. И особенно легко человек забывает то, что относится к

нему, все 'умственные фотографии' самого себя, которые он, возможно, сделал

раньше.

'А это лишает взгляды и мнения человека устойчивости и точности.

Человек не помнит того, что он думал и говорил; и он не помнит того, как он

думал и как говорил.

'Это, в свою очередь, связано с одной из особенностей отношения

человека к себе и ко всему окружающему, а именно: он постоянно

'отождествляется' с тем, что в данный момент привлекает его внимание, его

мысли, желания, воображение.

'Отождествление' - настолько общее качество, что при наблюдении его

трудно отделить от всего остального. Человек

У постоянно пребывает в состоянии 'отождествления', только объект

отождествления меняется.

'Человек отождествляет себя с какой-нибудь возникшей перед ним мелкой

проблемой и совершенно забывает те большие цели, ради которых он начал

работу. Он отождествляет себя с какой-то одной мыслью и забывает все другие

мысля; с каким-то одним чувством, с каким-то одним настроением и забывает

более широкие мысли, эмоции и настроения. Работая над собой, люди так сильно

отождествляют себя с отдельными целями, что за