Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 2

Другие нашли, что 'луч творения' и 'семь

космосов' - смешны и бесполезны. 'Что же делать 'географии' со всеми этими

понятиями?' весьма остроумно спросил один из моих друзей, пародируя фразу из

шедшей недавно комедии. Третьи спрашивали, кто видел центры и как их вообще

можно увидеть; четвертые сочли абсурдной идею о том, что мы не можем ничего

'делать'. Пятые нашли идею эзотеризма 'занимательной, но не убедительной'.

Шестые объявили, что все это - 'новомодная выдумка'; седьмые не были готовы

принести в жертву свое происхождение от человекообразных обезьян. Восьмые

обнаружили, что в системе отсутствуют 'любовь и человечность'. Девятые

заявили, что наши идеи - это стопроцентный материализм, что мы хотим

превратить людей в машины, что в системе нет идеи чудесного, нет идеализма и

так далее и тому подобное.

Гурджиев смеялся, когда мы пересказывали ему наши разговоры с друзьями.

- Ничего, - говорил он, - если бы вам удалось собрать все, что люди

могут сказать об этой системе, вы сами бы ей не поверили. Система обладает

удивительным свойством: простое соприкосновение с ней выявляет лучшие или

худшие стороны в человеке. Вы можете знать человека всю жизнь, думать, что

он - неплохой парень, даже довольно интеллигентный. Но попытайтесь

поговорить с ним об этих идеях, и вы сразу увидите, что он - круглый дурак.

И наоборот, какой-то человек мог казаться вам ничтожной личностью; но

поговорите с ним на эти темы, и вы обнаружите, что он думает к тому же очень

серьезно.

- Как узнать, какие люди способны прийти к работе? спросил кто-то из

присутствующих.

- Как распознать их - это другой вопрос, - ответил Гурджиев. - Чтобы

суметь сделать это, надо уже до некоторой степени 'быть'. Но прежде чем

говорить об этом, необходимо установить, какого рода люди способны прийти к

работе, а какого рода - неспособны.

'Прежде всего, человек должен иметь какую-то подготовку, какой-то

багаж. Он должен знать все, что можно узнать через обычные каналы об идеях

эзотеризма, о тайном знании, о возможностях внутренней эволюции человека и

так далее. Я хочу сказать, что эти идеи не должны казаться ему чем-то

совершенно новым, иначе разговаривать с ним будет трудно. Полезно, чтобы у

него оказалась научная или философская подготовка. Хорошее знание религии

тоже может оказаться полезным. Но если человек привязан к религиозным формам

и не понимает их сущности, он найдет систему очень трудной. В общем, если

человек мало знает, мало читал и мало думал, разговаривать с ним трудно. У

того, кто обладает хорошей сущностью, имеется другой путь, ему вообще не

нужны разговоры; но в таком случае он должен быть послушным и отказаться от

своей воли. К этому состоянию он должен прийти тем или иным путем. Можно

сказать, что имеется одно, общее для всех, правило. Чтобы серьезно

приблизиться к настоящей системе, люди должны сначала разочароваться,

во-первых, в самих себе, т.е. в своих силах, во-вторых, во всех старых

путях. Человек не почувствует самое ценное в системе, если он не разочарован

в том, что делал и делает, не разочарован в том, что искал и ищет. Если это

религиозный человек, он должен быть разочарован в религии; если политик, он

должен быть разочарован в политике; если философ, он должен быть разочарован

в философии; если теософ, он должен быть разочарован в теософии; если

оккультист, он должен быть разочарован в оккультизме. И так далее - вы

должны понять, что это значит. Например, я говорю, что религиозный человек

должен быть разочарован в религии; но это не значит, что он должен потерять

веру. Напротив, это значит быть 'разочарованным' в учении и методах,

понимать, что религиозные учения, которые ему известны, недостаточны и

никуда не могут его привести. Все религиозные учения, кроме совершенно

выродившихся религий дикарей и придуманных религиозных течений и сект нашего

времени, состоят из двух частей: видимой и скрытой. Разочароваться в религии

- значит разочароваться в видимой части религии и испытывать необходимость

найти скрытую и неизвестную ее часть. Разочароваться в науке не значит

утратить интерес к знанию; это означает убедиться в том, что обычные методы

науки не только бесполезны, но и ведут к построению абсурдных и

противоречивых теорий, а убедившись в этом, - искать другие методы.

Разочароваться