Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 2

делать, и результаты его действий

отразятся на нем самом и на окружающих. И все же он не помнит себя. Это

машина: с ним все случается. Он не в состоянии остановить поток своих

мыслей, не может контролировать свое воображение, эмоции, внимание. Он живет

в субъективном мире 'люблю - не люблю', 'нравится - не нравится', 'хочу - не

хочу', т.е. он думает о чем-то, что оно ему нравится, а о другом - что оно

ему не нравится; он считает, что желает чего-то, а другого - не желает. Он

не видит реального мира. Реальный мир скрыт от него стеной его собственного

воображения. Он живет во сне, он спит. То, что он называет 'ясным

сознанием', есть сон - и сон гораздо более опасный, чем ночной, когда он

спит в постели.

'Возьмем какое-нибудь событие в жизни человека, например, войну. Вот

сейчас идет война. Что это означает? Это означает, что несколько миллионов

спящих людей пытаются уничтожить несколько миллионов других спящих людей.

Конечно, если бы они находились в состоянии бодрствования, они этого не

сделали бы. Все, что обычно имеет место, совершается вследствие этого сна.

'Оба состояния сознания, сон и бодрствование, одинаково субъективны.

Только начиная вспоминать себя, человек по-настоящему пробуждается. И тогда

вся окружающая жизнь раскрывается ему в ином аспекте, приобретает иное

значение. Он видит, что это жизнь спящих, жизнь во сне. Все, что люди

говорят, все, что они делают, - они говорят и делают во сне. И все это

лишено какой-либо ценности. Только пробуждение и то, что ведет к

пробуждению, имеет действительную ценность.

'Меня много раз спрашивали, можно ли остановить войны. Конечно, можно.

Для этого необходимо всего-навсего одно: чтобы люди пробудились. Это кажется

мелочью. Однако такая вещь - самая трудная из всех возможных, потому что сок

вызывается и поддерживается всей окружающей жизнью, всеми окружающими

условиями.

'Как же пробудиться? Как спастись от сна? Эти вопросы важнее всего; они

самые жизненные из тех, которые когда-либо возникают у человека. Но прежде

всего необходимо убедиться в самом факте сна, а убедиться в нем можно только

тогда, когда мы пытаемся пробудиться. Когда человек понимает, что он не

помнит себя, когда он понимает, что помнить себя означает в какой-то степени

пробудиться, когда на основании собственного опыта он видит, как трудно

вспоминать себя, тогда он поймет, что не сумеет пробудиться, просто пытаясь

это сделать. Можно выразиться более точно: человек не в состоянии

пробудиться самостоятельно. Но если, скажем, двадцать человек заключают

соглашение, что тот из них, кто проснется первым, начнет будить остальных, у

них появляются некоторые шансы. Но и этого недостаточно, потому что все

двадцать могут заснуть одновременно, и им будет сниться, что они не спят.

Поэтому нужно еще большее: искать человека, который не спит и не заснет так

легко, как они, или засыпает сознательно, когда можно спать, когда это не

причинит вреда ни ему, ни другим. Они должны искать такого человека, найти и

нанять его, чтобы он их будил, не позволял снова заснуть. Необходимо понять,

что пробудиться без этого невозможно.

'Можно размышлять в течение тысячи лет; можно написать целые библиотеки

книг, создать миллион теорий - но все это будет во сне, без всякой

возможности пробуждения. Напротив, эти книги и теории, написанные и

созданные во сне, будут только погружать других в сон.

'В идее сна нет ничего нового. Почти с самого сотворения мира людям

твердят, что они погружены в сон, что они должны пробудиться. Например,

сколько раз об этом говорится в Евангелии! 'Пробудись! бодрствуй! не спи!' -

ученики Христа спали даже тогда, когда он последний раз молился в

Гефсиманском саду. Все это там есть. Но понимают ли это люди? Они принимают

все такие места за особый оборот речи, за особое выражение, метафору и

совершенно не могут усвоить, что здесь необходимо буквальное понимание. И

опять-таки легко сообразить почему. Чтобы хоть немного понять сказанное в

буквальном смысле, необходимо уже немного пробудиться или, по крайней мере,

стараться пробудиться. Говорю вам серьезно, что меня несколько раз

спрашивали, почему в Евангелиях ничего не говорится о сне - и это несмотря

на то, что там упоминается о нем почти на каждой странице. Это просто

показывает, что