Панкратов В.П.

Дискурсивный мир (Часть 1)

- некоторые

фразы на 'урезанном' языке выглядят слишком замысловато. Вводя понятие

конкретного нечто и утверждая, что основной его чертой является отличие от

всего остального, мы, фактически, воспользовались одной очевидной, но очень

важной аксиомой. Попросту ее можно сформулировать так: не все в мире

одинаково. Передать эту мысль можно разными словами, но, независимо от

формулировки, за ней будет стоять одна вполне определенная и законченная

идея или, лучше сказать, принцип. Назовем его 'принципом нарушения

тождества'. Проявиться он может лишь в том случае, если будет определена

операция сравнения, которая, в свою очередь, предполагает наличие хотя бы

двух сопоставляемых объектов. Воспользовавшись общеизвестным символом,

принцип нарушения тождества можно выразить так: А ( Б. Если левая часть

этого выражения в заранее оговоренном смысле отличается от правой, принцип

нарушения тождества выполняется. Если нет - выполняется его антипод,

'принцип сохранения тождества' (А ( Б). То, что такой антипод существует,

следует из приложения принципа нарушения тождества к себе самому. Кроме двух

названных, заметную, можно сказать руководящую, роль в наших рассуждениях

будет играть еще два принципа, или, лучше сказать, методических правила.

Во-первых, ясности изложения будем отдавать предпочтение в ущерб строгости.

(О какой строгости, вообще говоря, может идти речь, если любое

доказательство, в конечном итоге, базируется на аксиомах, принимаемых на

веру?) Во-вторых, условимся о презумпции существования: все что явно не

исключено предыдущими выкладками - допустимо. Другим и словами, постараемся

использовать как можно меньше ограничений и аксиом, в том числе, и

формально-логического порядка (попросту говоря, начинаем с 'возможно

все'...) В этой связи, несколько слов надо сказать о знаменитом принципе

исключенного третьего. Он допускает, что из двух отношений А ( Б и А ( Б,

истинным является только одно. Это кажется в высшей степени логичным -

здравый смысл привык сводить любую проблему к последовательному выбору одной

из двух альтернатив (иногда даже говорят, что мы пользуемся двузначной

логикой - или 'да', или 'нет'). Между тем, на каждом шагу этот принцип

нарушается (к примеру, все мы равны перед законом, но не перед своими

женами). Таким образом, одновременное выполнение отношений А ( Б и А ( Б

оказывается вполне допустимым - надо только разобраться, в каком смысле

выполняется каждое из них! Несмотря на тривиальность этого положения, оно

часто упускается из виду. Постараемся его не забывать - любое противоречие

будем рассматривать, прежде всего, как 'ключ' для продвижения вперед, а не

как свидетельство ошибочности наших построений. Чтобы воспользоваться этим

ключом, достаточно ответить на вопрос: при каких условиях противоречие

оказывается разрешимым. Этот методический прием способен прояснить многие

туманные проблемы. Но пора переходить к делу. Обобщая сказанное, сведем его

к такой короткой фразе: мир существует и он разнообразен в своих

проявлениях. По сути, это единственный постулат, который действительно

необходим для начала нашей работы. Из него вытекают многие закономерности,

установленные современной наукой (равно как и науками древними, но

официального признания не получившими). Насколько правомерно такое

утверждение? Это читатель решит сам. Автор же надеется показать, что оно не

лишено оснований.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Свои рассуждения мы начнем с определения того

всеобъемлющего нечто, исследованием которого предполагаем заняться. В том,

что оно существует, нам не позволяет сомневаться повседневный опыт. Но вот

какое оно? Материальное или идеальное, реальное или иллюзорное - слишком

много ответов предложено на этот вопрос. Если мы хотим отыскать среди них

правильный, то не станем с самого начала выделять в нем какую-либо

доминирующую, однобокую характеристику, подогревая тем самым безысходную

полемику, длящуюся уже третье тысячелетие. Наоборот, объединим в этом нечто

все мыслимые и пока немыслимые аспекты и проявления бытия. А назовем все это

вместе взятое, одним словом, прямо указывающим на суть вводимого обобщения -

сущее. Каким бы смыслом бытие ни наделялось, все, что существует так или

иначе, объединим в этой фундаментальной