Панкратов В.П.

Дискурсивный мир (Часть 1)

Как уже было сказано, проявления, входящие в вариабельную часть,

выполняют важную конкретизирующую функцию. Они дополняют первый компонент

определения таким образом, что наблюдатель в текущем состоянии мира

становится вполне определенным нечто. Условно их можно было бы уподобить

внутренним координатам множества, задаваемого первым компонентом

определения. Другими словами, эти проявления уточняют, какой конкретно

элемент из выделенного семейства в данном мире, в данный момент времени

будет интерпретироваться как данный наблюдатель. Эта конкретность появляется

в результате работы, проведенной навигатором, над 'исходными данными',

формируемыми интерпретатором. Т.е. дополнительные, уточняющие характеристики

текущего состояния, составляющие суть вариабельной части, являются итогом

'расчета', проведенного определением наблюдателя. Функция дополнительности,

выполняемая вариабельной частью, накладывает достаточно жесткие ограничения

на допустимые комбинации признаков, потенциально способных проявиться

одновременно. К примеру, в данном мире наблюдатель (человек) не может

одновременно и лежать и бежать. Тот факт, что и мир, и момент времени, и

вообще, все различимые характеристики полностью и однозначно определены,

позволяют, наконец, логическому принципу исключенного третьего заработать в

полную силу - всякая неопределенность не допускается. На этом

предварительный анализ сущности наблюдателя можно завершить. Кто-то

согласиться с рассмотренной структурной схемой, а кто-то отвергнет ее как

искусственную и надуманную. Но независимо от этого, как и вне зависимости от

принятого мировоззрения, немыслимо говорить об определенности наблюдателя

без конкретизации перечисленных выше аспектов. Они вытекают не из

идеалистической, материалистической или какой-либо иной мировоззренческой

концепции, а из того, что мы называем здравым смыслом. И тот же здравый

смысл говорит: раз уж мы договорились рассматривать всякое нечто как вполне

определенное множество проявлений, то включать в это множество надо все, что

так или иначе это нечто индивидуализирует. Поэтому ни один из перечисленных

выше компонентов (в том числе и 0-й) мы не будем отрывать от наблюдателя, а

будем расценивать как его неотъемлемую составную часть. 1.9.3. НАБЛЮДАТЕЛЬ С

ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ Читатель, знакомый с вычислительной техникой,

в особенности занимающийся имитационным моделированием, без труда заметит

множество параллелей между рассмотренными компонентами и теми понятиями,

которые используются в программировании. Это не случайно. Логические задачи,

решаемые программистом при создании компьютерного мира, фактически повторяют

проблемы, стоящие перед Природой, порождающей мир реальный. В чем

заключаются упомянутые параллели - как, используя компьютерную терминологию,

можно было бы прокомментировать сказанное выше? Вот один из вариантов такого

комментария. Начнем с нулевого компонента. Ему, по-видимому, следует

сопоставить алгоритмический язык, на котором написана программа. Именно

алгоритмический язык задает ту систему соглашений, в рамках которой можно

говорить о какой-то определенности. Дать рациональную характеристику этим

соглашениям 'изнутри', пользуясь лишь терминами самого языка, невозможно -

по той простой причине, что само понятие рациональности задается этими

соотношениями. Отражением этого факта является то, что всякий

алгоритмический язык всегда формулируется в более общей системе -

естественном языке. К 0-му компоненту следовало бы отнести и проблему

аппаратной реализации программы, т.е. особенности того компьютера, на

котором 'проявиться' рассматриваемый алгоритм. В программировании аналогом

неизменного нечто является константа - она совпадает со своим определением и

узнается сразу, где бы ее ни встретили. Изменяющемуся нечто, в том числе и

наблюдателю, логично было бы сопоставить переменную. Что должно быть

определено, для того чтобы было совершенно ясно, о какой переменной идет

речь? Программист сразу же назовет такое важное понятие как идентификатор,

т.е. ее имя. В Большом Мире различным предметам даем название и мы, а

следовательно - нашими устами - и Природа. Идентификатор действительно

однозначно задает переменную... правда, только в рамках заранее оговоренной

программы