Панкратов В.П.

Дискурсивный мир (Часть 1)

нами интерпретатором. Они символизируют связи, устанавливающиеся

между частями единого состояния сущего, а следовательно, в качестве

ключевого используют пространственный принцип классификации. Стрелки,

направленные от оi к нi+1 взаимосвязывают разные состояния в единую мировую

цепочку. Они соответствуют навигатору (второму компоненту определения Н) и

ассоциируются, прежде всего, с временным аспектом рассматриваемого мира.

При изменении ролевых функций Н и О (превращении наблюдателя Н в объект

О' и объекта О в наблюдателя Н') навигатор, связывавший разные состояния

сущего (оi R нi+1, см. рис.3), становится интерпретатором, соединяющим

наблюдающую и объектную части одного состояния (н'i R о'i). Интерпретатор

же, наоборот, превращается в навигатора. Таким образом, у пары

взаимодействующих нечто 2-й компонент одного и 3-й компонент другого в

действительности оказываются одним и тем же преобразователем, работающим в

разных амплуа. Если его носитель выступает в качестве наблюдателя,

преобразователь становится интерпретатором (выступает в качестве

'созерцательного' начала), если в качестве объекта - навигатором

(оказывается началом 'деятельным').

Что касается других компонентов определений рассмотренных наблюдателей Н

и Н', то между ними устанавливается следующее очевидное соотношение: 0-й и

4-й компоненты оказываются одинаковыми, а 1-й компонент одного является

отрицанием аналогичного компонента другого (объектный мир - это все то, что

в проявившемся состоянии сущего не является наблюдателем). Таким образом,

описание объекта как наблюдателя фактически сводится к частичному сохранению

и частичному 'выворачиванию' компонентов, составляющих наблюдателя этого

объекта.

Казалось бы, все решилось наилучшим образом - не выходя за рамки

рассматриваемого мира, мы формально подтвердили факт существования всех

наборов проявлений, участвующих в формировании мировой цепочки. Но не все

так гладко. Перестановка местами навигатора и интерпретатора приводит к

фактическому превращению пространства во время и наоборот, что не очень-то

согласуется с требованием неизменности классификационных принципов.

Проиллюстрировать эту метаморфозу можно таким простым примером.

2.1.3. ИГРА В 'ПЯТНАШКИ'

Рассмотрим мир, состоящий из наблюдателя и объекта, которых мы условно

назовем лисой и зайцем. (Не надо отождествлять их с реальными животными -

это лишь образные наименования!) Закономерности функционирования этого мира

предельно просты и напоминают детскую игру в 'пятнашки': каждое очередное

мгновение лиса (наблюдатель) 'прыгает' на то место, которое в предыдущий

момент занимал заяц (объект). В свою очередь, заяц, уже как наблюдатель,

заметив лису (объект) отскакивает, освобождая для нее место. Если состояния

указанных персонажей обозначать буквами л... и з..., то процесс

разворачивания мира с точки зрения лисы можно изобразить в виде такой схемы

(см. рис.4а). В указанной системе координат короткие горизонтальные стрелки

соответствуют навигатору лисы, а вертикальные - ее интерпретатору. Каждым

своим прыжком лиса подтверждает факт существования зайца, поэтому реальность

последнего вполне обоснована.

Теперь посмотрим, как заяц подтверждает существование лисы. Будучи

наблюдателем, он обязан первым проявиться в очередном состоянии мира,

поэтому, с его точки зрения, одному состоянию сущего соответствуют з... и

л..., соединенные горизонтальными стрелками, а следовательно, моменты

времени следует отмечать на вертикальной оси. Горизонтальные стрелки, таким

образом, должны символизировать работу его интерпретатора, навигатору же

будут соответствовать вертикальные связи. Получается, что при сохранении той

же последовательности проявления состояний л... и з..., временная и

пространственная координаты, с точки зрения зайца, меняются местами! Надо

отметить, что если бы этого не произошло, то при попытке формирования

состояния мира с прежним зi в качестве ключевой (наблюдающей) и лi+1 -

наблюдаемой части, возникло бы явное противоречие: оба они должны были бы

иметь одинаковую пространственную координату (см. рис.4а, штрих-пунктир).

Рис.4

С переименованием осей E и t можно было бы смириться (важна не их

смысловая однозначность, а возможность формирования автономного