Панкратов В.П.

Дискурсивный мир (Часть 1)

исчерпывающе охарактеризовать мгновенное

состояние какого-нибудь условно неподвижного элементарного объекта (к

примеру, того же коренного атома актера), он должен указать для него сразу

две координаты - S и F, т.е. выделить в области определения состояний мира

SOF какой-то элементарный квадратик (см. рис.16 - в данном случае квадратик

выделен вблизи нуля).

Рис.16 Неопределенность мгновенного состояния элементарного объекта,

выраженная в обобщенных единицах, соответствует площади этого квадратика,

называемой нами неопределенностью энергии. Количественно она равна

произведению неопределенностей состояния объекта по координатам S и F. При

регистрации неподвижного объекта в системе режиссера неопределенность

энергии, очевидно, равна 1 (в элементарных единицах измерения). Эта же

величина характеризует минимальное значение энергии, которой должен обладать

объект, для того чтобы существовать в мире данного режиссера. Максимальное

значение энергии, которую он способен зарегистрировать, равна сумме всех

возможных элементарных энергетических воздействий. Геометрически этому

значению соответствует площадь области определения состояний мира (квадрат

со сторонами OS и OF). Количественно оно эквивалентно C 2 элементарным

единицам энергии. Таким образом, режиссер способен зарегистрировать объекты,

энергия которых оказывается не меньше 1 и не больше C 2 элементарных единиц,

а следовательно, величина диапазона его энергетических восприятий равна C 2

-1. (Подчеркнем, что речь идет об элементарном режиссере. Группа таковых,

выступая в качестве коллективного наблюдателя, может, естественно,

зарегистрировать и большее воздействие.) Неопределенность мгновенного

состояния подвижного актера (а следовательно, и минимальная энергия

существующего для него объекта), выраженная в тех же единицах, как мы

выяснили, оказывается равной V 2. Геометрически этой неопределенности

соответствует квадрат со стороной V, расположенный в той же плоскости SOF

(пунктир на рис.16). Максимальное значение энергии, регистрируемое той

версией актера, которая проявляется в мире режиссера, не может превышать C 2

(большие значения энергии в мире режиссера не определены). Следовательно,

величина диапазона энергетических восприятий актера в неподвижной системе

отсчета равна C 2 - V 2. В силу подобия актера и режиссера, количества

возможных градаций состояния объекта, которые они способны описать, должны

быть одинаковыми. Количество градаций K равно отношению диапазона изменения

регистрируемой величины (в данном случае энергетического диапазона) к

интервалу между градациями (dE и de в мирах режиссера и актера

соответственно). Для режиссера (K) и актера (k) получаем: K = (C 2 - 1) / dE

= k = (C 2 - V 2 ) / de, откуда de/dE = R 2, где R 2 = (C 2 - V 2) / (C 2 -

1). Это отношение показывает, что минимально различимый актером

энергетический интервал de, по мнению режиссера, оказывается меньше

интервала dE, различимого им самим - напоминаем, что V > 1, а следовательно,

R 2 < 1). Рисунок 16 в какой-то мере иллюстрирует сказанное. Тонкие сплошные

и пунктирные линии на нем задают возможные положения границ малого и

большого квадратов. Количество таких положений для того и другого одинаково,

а вот площади ячеек, выделяемых этими линиями - они соответствуют

приращениям dE и de - явно отличаются: 'пунктирные' ячейки в среднем

компактнее 'сплошных'. Возникает явное противоречие: с одной стороны,

величина упомянутого интервала должна быть равна V 2, с другой - R 2. Но,

опять-таки, это противоречие кажущееся. Мы забыли об относительности

мировосприятия, т.е. о зависимости характеристик объекта от того, кто и с

помощью каких шкал его характеризует. Неопределенность энергетического

состояния объекта в мире актера равна V 2, если оценка проводится мерным

инструментом режиссера, и R 2 (в пересчете на единицы измерения режиссера),

если актер пользуется собственными мерами! После этого уточнения все

становится на свои места. Действительно, если речь идет об описании объекта,

неподвижного относительно актера, то меры последнего должны быть более

точными, чем меры рассмотренного нами режиссера, перемещающегося

относительно этого объекта. (Для режиссера объект оказывается 'размазанным'

по шкале