Панкратов В.П.

Дискурсивный мир (Часть 1)

его ускорению, получается, что неопределенность воздействия на

нечто количественно равна неопределенности его положения.) Линейное

увеличение неопределенности актера по координатам S и F приводит к

квадратичному возрастанию обобщенной характеристики его состояния (площади

грани его коренного атома, перпендикулярной к временной оси): dE = dF dS = V

2. Что касается временной координаты, то она задается условно неподвижными

часами режиссера, а следовательно, ее неопределенность сохраняется равной

единице. Таким образом, с точки зрения неподвижного режиссера, коренной атом

подвижной системы отсчета из единичного куба превращается в параллелепипед,

размерами V ( 1 ( V и объемом H = V 2. Увеличение объема области

неопределенности (кванта действия) системы отсчета подвижного наблюдателя, а

следовательно, и меры, которой он пользуется для оценки проявлений,

означает, что используемые им классификационные шкалы растягиваются, в

сравнении со шкалами неподвижного наблюдателя. Но тогда мир актера начинает

существенно отличаться от мира режиссера! По сути, эти наблюдатели

оказываются в разных мирах, т.к. положение и размеры предметов,

соответствующих одному описанию, по их оценкам не совпадают! Возникает

логическое противоречие: наблюдатель обязан меняться - на то он и

наблюдатель - но как только он начинает 'перемещаться' по отношению к

воспринимаемому объекту (в его перемещении по шкале положений и заключается

его изменение), он переходит в другой мир, а следовательно, теряет с

объектом связь. Кто же тогда подтвердит факт его собственного существования?

Это противоречие мнимое. Для того чтобы разрешить его, нам надо вспомнить

два сделанных ранее замечания. Во-первых, о том, что объекту достаточно

присутствовать лишь в одном из состояний мира наблюдателя, а следовательно,

всякое нечто может ощутить или оказать воздействие (подтвердить

существование другого или заявить о собственном) лишь раз 'пересекнувшись' с

иным миром. Во-вторых, о том, что сущее представляет собой множество, в

котором находится место для любой комбинации проявлений. Именно из этого

множества всякий конкретный режиссер и 'выхватывает' актеров, состояния

миров которых в данный момент совпали с состоянием его собственного. Чтобы

лучше уяснить сказанное, рассмотрим такую, упрощенную, схему. Предположим,

имеются лишь два взаимодействующих образования. Состояния одного из них

будем идентифицировать буквой, другого - цифрой. Множество сочетаний их

состояний (набор возможных состояний мира 'буква + цифра') представляет

собой матрицу, фрагмент которой показан на рис.15.

Рис.15 По какому бы сценарию ни развивался собственный мир буквы

(сплошная линия), в каждом из состояний сущего, слагающих ее мировую

цепочку, она встретит цифру - как раз в том состоянии, каким оно и

'ожидалось' в данный момент. При этом для буквы не имеет значения, куда

сместится собственный мир только что 'пересекнувшегося' с нею оппонента

(пунктир из т.С2) - в очередном своем состоянии (т.В3) она вновь встретится

с ним, не замечая, что это фактически не он, а его дубликат, разворачивающий

собственный мир из других начальных условий (штрихпунктир). Для цифры,

очевидно, справедливо то же самое. В свете вышесказанного, различие мер,

используемых взаимодействующими наблюдателями для оценки бытия, исключающее,

казалось бы, всякую определенность, не должно нас пугать. Мир связывается в

определенное целое одним конкретным наблюдателем - режиссером этого мира,

для которого квант действия всегда неизменен, т.к. режиссер в собственном

мире всегда неподвижен. Он, словно паук, сидит в центре своей паутины

координат и ловит в нее то, что оказывается поблизости. 2.3.6.

РЕЛЯТИВИСТСКИЕ ЭФФЕКТЫ Поскольку в проявлениях, которые наблюдатель

регистрирует, отчетливо прослеживается временная преемственность, он

наделяет их статусом актеров, непрерывно присутствующих в его мире и

непрерывно подтверждающих его собственное существование. В связи с этим,

приходится вводить корректирующие зависимости, приводящие в соответствие

мироощущение подвижных актеров с собственным мироощущением неподвижного

режиссера. Попытаемся вывести некоторые из них. Посмотрим на мир с точки

зрения режиссера. Для того чтобы