Панкратов В.П.

Дискурсивный мир (Часть 1)

- напомнить, что

тезис об объективности мира, порожденный сходством миров почти тождественных

наблюдателей - это всего лишь гипотеза. Гипотеза привычная и до

определенного момента даже плодотворная, но, на поверку, оказывающаяся

внутренне противоречивой. Альтернативная идея - о субъективности,

относительности бытия, а следовательно, и мира, похоже, такой

противоречивостью не обладает... Или мы опять ошибаемся? Уже простейшие

сопоставления приводят нас к мысли, что фраза 'мир объективен' не лишена

оснований. Дело в том, что и человечество в целом, и отдельный человек

представляют собой системы наблюдателей более простых, а те, в свою очередь,

еще более элементарных. Предела такой делимости мы пока не видим. Если мир

системы и исчезает после ее разрушения, то остается мир ее составных

элементов. Вернее, миры каждого из них. И лишь в том случае, когда миры этих

элементов будут вновь согласованы между собой, появиться возможность для

возникновения новой системы и нового мира - мира более высокого порядка,

мира, представляющего собой надстройку над мирами более элементарными. В

этом смысле миры элементов, существующие независимо от мира системы,

обладают по отношению к ней объективным характером. С другой стороны, мир

системы объективен по отношению к отдельному ее составляющему элементу - он

сохраняется и при исчезновении последнего (разумеется, если тот не выполнял

в этом мире какой-то ключевой функции). Так что же, в конце концов, мир

объективен или субъективен? Неверный вопрос - опять попытка поставить 'или'

вместо 'и'. Видно очень уж крепко засел в наши головы принцип исключенного

третьего. Но стоит нам вспомнить, что абсолютных, безусловных ответов не

существует, как сам собой формулируется простой ответ: мир субъективен в том

смысле, что он не может рассматриваться и даже существовать вне зависимости

от собственного наблюдателя, возможности которого как раз и определяют

характеристики этого мира; вместе с тем, взаимосвязи между миром и

наблюдателем устанавливаются ни тем, ни другим, а случаем и поэтому носят

объективный характер по отношению к ним обоим. Особый смысл идея

объективности приобретает, как мы выяснили, в тех случаях, когда речь идет о

взаимосвязи между мирами элемента и системы. А это значит, что мы вновь

подошли к проблеме становления сложного наблюдателя и вновь от нее отступим,

потому что еще не выяснили... 1.5. ЧТО ТАКОЕ 'НАБЛЮДАТЕЛЬ'? То нечто,

которое регистрирует проявления другого нечто, будем называть

'наблюдателем', а то, чьи проявления регистрируются 'объектом наблюдения'

или просто 'объектом'. В философской литературе 'источник активности,

направленной на объект', обычно называют 'субъектом'. Возможно, и нам

следовало бы воспользоваться этим термином. Но слово 'наблюдатель' кажется

менее сухим и более привычным. К тому же, оно больше соответствует

естественнонаучной традиции (вспомним, к примеру, о многочисленных

изложениях специальной теории относительности). С учетом введенного

толкования бытия можно утверждать, что объект существует для наблюдателя.

Обратное не обязательно. Проанализируем введенную категорию. Любой

конкретный наблюдатель, как и любое конкретное нечто, представляет собой

вполне определенную - оригинальную и неповторимую - совокупность проявлений.

Но в таком случае возникает вопрос: как же он может зарегистрировать

проявления чего бы то ни было, если для этого ему необходимо изменить свои

проявления, т.е. фактически стать другим конкретным нечто? С точки зрения

двузначной логики возможны лишь два варианта: данный наблюдатель либо

никогда не меняет своих проявлений, строго сохраняя свою индивидуальность,

но теряя при этом право называться таковым, либо исчезает при первой же

попытке наблюдения. Получается, что наблюдатель, как вполне определенная

совокупность проявлений, в принципе невозможен! Если же понимать под ним не

определенную совокупность, то теряется грань, отделяющая одного конкретного

наблюдателя от другого. Мы, опять-таки, сталкиваемся с необходимостью

выполнения сразу двух, казалось бы, взаимоисключающих соотношений. Обозначив

наблюдателя буквой Н, их можно выразить в такой форме: Н ( Н и Н ( Н. Каким

образом преодолевается это затруднение мы уже знаем: