Панкратов В.П.

Дискурсивный мир (Часть 1)

что и новая схема далеко не полна.

Заменяя набор слайдов плоскостью, а отдельные кадры точками, мы должны были

бы сопоставить полному дереву сценариев зарождающегося мира множество любых

кривых, начинающихся в избранной начальной точке (точке ( на рисунке). В

результате образовался бы закрашенный круг, центр которого расположен в

указанной точке, а радиус равен предельной длине исследуемой мировой линии.

Но анализ такого 'дерева' не очень-то нагляден, поэтому мы его и упрощаем.

Рис. 33 Итак, обратимся к рисунку 33. На нем можно выделить три основных

типа миров: эволюционирующий (удаляющийся от всеобъединяющего центра,

например, (147...), инволюционирующий (приближающийся к нему: ...741() и

замкнутый ((142(). Возможны, очевидно, и сочетания перечисленных вариантов -

на локальных участках мировой кривой, например, (14259... Для

эволюционирующего мира, как мы выяснили, случай неизбежен. Но из

рассматриваемой схемы следует, что и для инволюционирующего он, вроде бы,

допустим. Действительно, приближаться к общему центру из той же точки 4

можно по двум равноправным рукавам - через единичку или двойку. При

отсутствии стороннего организующего начала оба этих варианта должны быть

реализованы, а следовательно, возникает уже знакомая нам ситуация - русло,

прежде считавшееся единым, распадается на два 'параллельных' канала, каждый

из которых направляет формально самостоятельный поток. Подобная

неоднозначность имеет ясный 'физический' смысл. При инволюционном движении

мир упрощается постепенно, т.е. каждое мгновение теряет не все, а лишь

некоторые из своих проявлений. Но, что именно он теряет в данный момент -

какие из его характеристик должны остаться, а какие 'раствориться в

небытии'? Очевидно, с ходу на этот вопрос не ответишь. Ясно лишь одно -

опять должен вмешаться либо случай, либо какое-то регулирующее начало,

'нависающее' над плоскостью мировых состояний. Механизм формирования такого

начала нам уже понятен. Хотя... тут возникает одно любопытное 'но'. Дело в

том, что, страдая 'хронической потерей памяти' (ее объем непрерывно

уменьшается), инволюционирующий субъект в принципе не способен запоминать

ранее сделанные выборы - как только он смещается к очередному своему

состоянию, только что сделанный переход становится неопределенным. Привязка

к будущему, а не к прошлому выворачивает процесс формирования навигатора

'наизнанку'. Оказывается, что сжигаемая мировая цепочка, в силу ее огромной

стартовой протяженности (движение начинается из бесконечного и

неопределенного 'далеко'), не может не быть прямолинейной изначально (см.

рис.31 и комментарии к нему). Все те выборы, которые предстоит сделать, уже

существуют и стянуты в узконаправленный жгут. Но это значит, что места для

случая в этом мире не остается! Вместе с тем, по мере приближения к финалу,

выясняется, что силы, удерживающие лучики выборов в едином жгуте,

ослабевают. Временного интервала между соседними состояниями мира

оказывается уже недостаточно для притягивания очередного смещения к

узаконенному направлению. В результате, появляются сначала едва заметные, а

затем и все более выраженные отклонения. Мир, что говорится 'идет в разнос'.

Получается, что в 'начале' (если о таковом можно говорить) своей мировой

цепи инволюционирующий наблюдатель предельно 'развит' - он снабжен четко

работающим, массивным навигатором и подчинен жесткому закону, а вот по мере

'сжигания' этой цепи постепенно 'облегчается', в результате чего все чаще в

игру вступает случай и все реже - закон. Мир становится все более хаотичным

и непредсказуемым - и, тем не менее, привязанным к вполне определенному

итогу: вырождению в геометрическую точку. Заключая этот раздел, подытожим:

случай в той или иной мере присущ любому из миров (за очень редким

исключением, о котором не будем сейчас говорить). Вместе с тем, если в

разворачивающейся последовательности он безраздельно царит 'в начале' и

постепенно уступает свои позиции, в сворачивающейся все происходит наоборот.

В этой связи можно было бы сказать, что конечная цель эволюционирующего

нечто - это строгая закономерность, согласованность и гармония, в то время

как инволюционирующее идет по пути хаоса и разрушения. 3.8. СТАБИЛЬНЫЙ

НАБЛЮДАТЕЛЬ Судя по тому, что прошлое