Панкратов В.П.

Дискурсивный мир (Часть 1)

мира во времени, нельзя обойти вниманием такую

проблему. Ранее мы пришли к выводу, что нет ничего, что существовало бы вне

зависимости от своего наблюдателя. Время в этом плане не исключение.

Возникает естественный вопрос: по чьим часам прослеживается зависимость м =

F (T )? Первый ответ, который приходит в голову - по часам того, кто живет в

мире М! Но вспомним - для всякого наблюдателя существует лишь объектная

часть его собственного мира. Это значит, что никто и ничто в принципе не

может проследить изменение своего мира во всей его полноте (т.е.

рассматривая этот мир как сумму себя самого и всего окружающего). За

процессом согласованного изменения состояний наблюдателя и его объекта можно

следить только со стороны - в том случае, когда и тот и другой являются

объектами для кого-то третьего. Поэтому если мы подразумеваем под м полный

набор проявлений сущего, составляющих определенное состояние какого-то мира,

то при прослеживании цепочки м = F (T ) в качестве T должны брать время

наблюдателя, внешнего по отношению к этому миру. Систему отсчета такого

стороннего наблюдателя будем называть исследовательской. Именно в ней мы и

пытались проанализировать мир М.

Ну а как тот же самый мир выглядит 'изнутри', т.е. с точки зрения

наблюдателя, являющегося его частью? Чтобы разобраться в этом, вернемся

назад и чуть видоизменим процедуру выделения мировой кривой. Это изменение

базируется на той идее, что наблюдателем, а следовательно, и гарантом

существования любой точки числовой оси, может быть только другая точка той

же оси, а не что-либо внешнее. (Кстати, обратим внимание на то, что в

дальнейших рассуждениях мы снова возвращаемся к первоначальному

представлению об этой оси как всеобобщающей, синтетической, описывающей

мгновенное состояние мира во всех его аспектах, в том числе и не

регистрируемых непосредственно. Учитывая прежние наши рассуждения, отметим,

что исчерпывающе характеризовать отдельное состояние мира эта ось будет лишь

в том случае, если одним из зашифрованных в ней аспектов будет и

причинно-следственный).

Выберем на синтетическом всеобобщающем луче некоторую точку Н,

соответствующую набору проявлений, объединенных каким-либо общим, неизменным

принципом (условно назовем его Н-принципом). Каждому из проявлений, входящих

в набор Н и рассматриваемому отдельно от других из этого же набора, в свою

очередь должна соответствовать отдельная точка на том же луче (такова по

определению его особенность). Например, если Н-принцип объединяет

проявления, округленно отображаемые единицей на натуральной числовой оси, то

каждому из них на 'уточненной' вещественной оси будет соответствовать свое

значение: 0.9, 1.0, 1.1 и т.д. Это значит, что как только мы, 'погрузившись'

в Н-принцип, попытаемся проанализировать его нюансы, точка Н 'расползется',

превращаясь во множество точек нi, образующих, к примеру, некоторый отрезок.

(Строго говоря, эти точки не обязательно сливаются в непрерывный отрезок -

все зависит от характера Н-принципа и общего порядка формирования прямой. Мы

будем считать, что этот порядок таков: родственные точки расположены по

соседству - в этом случае ссылка на отрезок правомерна). Простая аналогия

поясняет сказанное: пока мы смотрим на точку невооруженным глазом, она

выглядит как точка, но стоит нам воспользоваться лупой, как становятся

заметными особенности ее внутреннего 'строения'.

Формально любая из точек нi может рассматриваться как отображение одного

из состояний наблюдателя, определение которого включает Н-принцип. Назовем

такого наблюдателя Н-подобным.

Здесь мы подошли к моменту, когда полезно вспомнить одно из ранее

сделанных замечаний. Рассматривая автономный мир, мы подчеркнули, что нельзя

говорить о существовании определения наблюдателя в измерениях, используемых

для описания его состояния. Этот тезис подтверждается и чисто

классификационными соображениями. Представляя собой 'общее' (как философскую

категорию), определение не может быть конкретизировано, а следовательно,

непосредственно (а не опосредовано - через свои разновидности) проявиться в

пространстве, описывающем 'единичное'. В этом пространстве оно предстает как

противоречивое нечто, поскольку должно быть изображено не одной, а

множеством точек (состояний). Мы знаем,