Яков Лорбер

Трехдневное пребывание Отрока Иисуса в Иерусалиме

замуж за священников и левитов.
     Обыкновенно подобные испытания молодежи длились недолго. Быстрее всего экзаменовали девушек. Все ограничивалось несколькими общими вопросами, ответ на которые каждый иудей знал уже с детства, ибо подобное "знание" вколачивалось в него с малолетства пинками и подзатыльниками.
     Поэтому на экзаменах нередко случалось, что священник, даже не закончив вопроса, уже получал на него трафаретный ответ.
     Испытание сводилось не более чем к десяти вопросам, чаще всего далеко не достигая и этого числа.
     Для каждого отдельного ребенка экзамен продолжался не долее одной-двух минут; если на первые вопросы были даны правильные ответы, ребенка сразу же отпускали, не задавая остальных вопросов. После экзамена мальчику выдавали записку, которую он предъявлял у кассы, где, еще до начала экзамена, его родители вносили плату за право быть допущенным к испытаниям.
     Здесь, по желанию, ему могли выдать и свидетельство, но, разумеется, тоже за установленную плату. Дети несостоятельных родителей были обязаны предъявить свидетельство о бедности (Signum paupertatis), без которого их не допускали к испытаниям.
     Подобные испытания происходили, как правило, два раза в год: на Пасху и на праздник Кущей, продолжаясь, в зависимости от количества детей, пять-шесть дней.
     За несколько дней до начала испытаний слуги храма обходили гостиницы в Иерусалиме, чтобы узнать число экзаменующихся детей. Желавшие быть спрошенными вне очереди, и, следовательно, первыми отпущенными, записывались у этих слуг за плату, а не платившие ожидали очереди и были последними. К детям не плативших относились небрежно и свидетельств им не выдавали, несмотря на заверения и обещания храма, что свидетельства будут высланы "позже".
     Однако бывали случаи, когда одаренные выдающимися способностями и выделявшиеся из общей группы мальчики, в свою очередь, получали право обращаться к священникам с вопросами и просить их разъяснить то или иное место в Писании.
     Подобные исключительные случаи всегда вызывали недовольство священников; экзаменаторы хмурились, ибо нередко сами они были столь же сведущи в Писании и Пророках, сколь искушен в них современный сельский учитель, преподающий азбуку. (NB: современный Лорберу в 1859 году -году написания книги - прим. ред.)
     Обыкновенно их знания ограничивались тем, о чем они должны были спрашивать, а все, что было сверх или вне этого, -было для них темно и неясно.
     При испытаниях в качестве почетных заседателей присутствовали и старейшины. Они не спрашивали, а только слушали и следили за ходом экзамена.
     Лишь в определенных случаях, при крайней необходимости, вмешивались они в прения и обыкновенно начинали с того, что делали строгое замечание мальчику за его неразумные вопросы, упрекали его в самомнении, в том, что злоупотребляет их временем, а также в том, что осмелился поставить экзаменаторов в неловкое и затруднительное положение.
     Если же мальчик продолжал настаивать на своем, не испугавшись строгих нравоучений старейшин, то подобного упрямца в конце концов уводили в другое помещение, где он сидел до вечера и ждал установленного часа, когда старейшины и священники освободятся, чтобы заняться им и ответить на его вопросы.
     Когда приходил назначенный час, упрямца приводили к старейшинам, и, встав перед ними, он должен был повторить свои вопросы.
     Отвечал тогда обыкновенно один из старейшин или книжников, придавая ответу мистическую и по возможности запутанную форму, так что мальчик никакой для себя пользы не извлекал; но для темного, неграмотного народа речь священника была как откровение свыше, как неисчерпаемая Премудрость Господня, являемая устами священнослужителей, - после чего все спешили возмутиться неслыханно дерзким поведением ребенка.
     Однако некий весьма одухотворенный Мальчик не опустил головы и не испугался, но сказал: "Вся деятельность и все действование великого Мира Божьего освещается днем солнцем, и даже ночи не так темны, что нельзя было бы различить предметов; отчего же наиважнейшее Учение, которое указывает человеку ясный и светлый путь к спасению, излагается столь