Яков Лорбер

Трехдневное пребывание Отрока Иисуса в Иерусалиме

исходами, как же может Он прибегать ко злу и пользоваться им в виде средства?
     Прошу вас ответить мне по существу."
     Многие из старейшин и книжников согласились с оратором, упорствовали лишь приспешники старшего священника и он сам. И, встав, обратился он к защитнику Мальчика:
     "Из твоей речи я усматриваю, что ты отрицаешь личность Вельзевула как таковую, отрицаешь также и подвластных ему бесов?
     "Если же своею речью ты хотел защитить правду, в таком случае объясни нам: кто спорил три дня с архангелом Михаилом из-за тела Моисея на горе Хореб и в конце концов остался победителем?"
     "Кто был так смел, что отважился предстать перед престолом Господним и требовать разрешения на испытание верности Иова? Кто - Змий Евы?
     "Кто злой дух Саула, покидавший его лишь когда Давид играл на арфе? И много еще цитат в Писании, где говорится о нем.
     "В частности, у Даниила есть упоминание о "драконе", о "блуднице Вавилонской" и т.п.
     "Как же поясняешь ты, ученый, все вышесказанное?"
     Сказал старейшина, который был и богословом: "Это было бы легко для меня, если бы твой ум был достаточно гибок, чтобы это понять.
     "Но твоя "умственная ночь" не воспринимает световых образов, поэтому получится, что я буду проповедовать глухому и слепому.
     "Те, которые желали и могли, давно поняли меня, Но обращаться к упорствующей воле равносильно опусканию камня в воду, дабы размяк.
     "Читал ли ты Большую Каббалу, труд одного великого Духа? В ней дается пространное объяснение соответствованиям между образами в речи, в письменах и действительностью, которую они представляют."
    Сказал старший священник: "Малую я читал, но не Большую."
     Богослов ответил: "В таком случае нам немыслимо разговаривать. Малая Каббала составлена другим человеком, и ее нельзя считать даже плохой выпиской из большой Каббалы.
     "Для Бога нет ни Сатаны, ни бесов, ни "абсолютного зла", ибо Ему подчинены и повинуются все силы и все могущества, и ничто в мире не может перейти положенного им предела.
     "Вот, например, огонь. Не есть ли он элемент силы? И не полн ли он зла и уничтожения? Однако разве он поэтому детище сатаны? И если он уничтожает целые города и превращает их в мертвый пепел, не вина ли это самих людей, давших свободу огню по злой воле или по небрежности?
     "Или, быть может, Сатана обретается в воде, которая убивает людей и животных, если они в нее падают? Может, Сатана в камнях, в горных высотах или в ядовитых животных и растениях? Одним словом, он во всем, что несет смерть людям, если они неразумно употребляют нечто?
     "Видишь? Все на земле может быть полно благословения и в то же самое время - проклятия, смотря по тому, как с этим обращается человек: мудро или немудро.
     "Что же, в сущности, означает знаменитая борьба Сатаны с архангелом Михаилом?
     "Набожная часть иудейского народа, почитавшая Моисея чуть ли не за Бога, считала, что Моисей не умрет телом. Ибо в Писании сказано: "Соблюдающий законы Господни не узрит смерти, но жить будет вечно, и червь не подточит тела его."
     "Однако Моисей состарился и умер, как все люди. И вот, в народе было двое: один врач, а другой мудрец.
     "И сказал мудрец: "Понесем тело Моисея на высокую гору, где веют чистые оживляющие ветры. Они вернут его к жизни, дабы повел он народ свой в обетованную землю."
     "Но врач возразил: 'Тело, оставленное душою, не живет вечно."
     "На это сказал мудрец: "Если Моисей через три дня не вернется к жизни на горе, ты выйдешь победителем надо мной и моими убеждениями, и я буду твоим рабом до смерти."
     "Сказал ему врач: "Я знаю наперед, что останусь победителем, и не следует тебе для этого отдавать себя в рабство. Останемся оба тем, что мы есть, и поймем, что князь смерти не отдает обратно своей жертвы."
     "И с большой торжественностью понесли тело Моисея, и весь народ провожал его. Когда же с великими трудностями