Кураев А

Сатанизм для интеллигенции

что ты скажешь, то надо скорее кончать; и, сказав еще несколько слов, закончил занятие „ – Порфирий. Жизнь Плотина, 14. // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979, с. 468). Однако, как замечает современный исследователь неоплатонизма Пьер Адо, „соучениками Плотина у Аммония являются Герентий и Ориген. Следует различать этого Оригенаязычника, о котором Порфирий несколько раз говорит в своей «жизни Плотина“, и Оригенахристианина, Отца Церкви, который был лет на двадцать старше Плотина“ ( Адо П. Плотин, или простота взгляда. – М., 1991, с. 131).

1220 1222 Соловьев В. С. Ориген. // Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 2. – М., 1995, с. 252.

1221 1223 Разница между способом богословствования III века (оригеновского) и IV столетия (века патристической классики) хорошо видна из сопоставления двух комментариев одного и того же библейского места – «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему» (Быт. 1,26). Для Оригена это свидетельство подчиненности Сына Отцу; Сын выступает как миротворящий инструмент в руках Отца – и не более того. «Ведь к Нему, по нашему убеждению, обращался Отец со словами, которые мы читаем в истории творения, записанной Моисеем: „Да будет свет“ и „да будет твердь“ и все прочее, что Бог вызвал к бытию. К Нему же были сказаны и следующие слова: „сотворим человека по образу нашему“. Слово, согласно велению, сотворило все, что Отец повелел Ему» (Против Цельса. 2,9). Спустя полтора столетия Златоуст выступает против инструментальности оригинистского понимания Логоса, подчеркивая, что Бог сказал «сотворим человека», а не «сотвори». Тем самым это текст для Златоуста есть свидетельство именно полной равности Сына Отцу (см. – св. Иоанн Златоуст. Восемь бесед на книгу Бытия. // Творения. т.4. – Спб., 1898, с. 61).

1222 1224 св. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. // Творения. Ч. 1. – М., 1845, с. 4.

1223 1225 «Его гипотеза предполагает только одно воплощение души в каждом мире: нет метемпсихоза, но простое воплощение» (Nautin P. Origene. Sa vie et son oeuvre. – Paris, 1977, p. 126).

1224 1226 Ориген так, например, nоясняет слова Христа «Говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его» (Мф. 17,12): «В этом повествовании имя „Илия“ мне не кажется означающим „душу Илии“: я не хочу впасть в догму о перевоплощениях душ (metensomatoseos dogma), которая чужда Церкви Божией, не будучи ни преданной через апостолов, ни сформулированной в каком бы то ни было месте Писания» (13 Беседа на Евангелие от Матфея, 1). Отрицание Оригеном идеи переселения душ было также в не сохранившихся «Толкованиях