Кураев А

Сатанизм для интеллигенции

что они отсутствуют в тексте Моисея, но толкователям кажется, что они должны там быть. Этот текст, впрочем, важен отнюдь не в контексте христианоиудейского диалога. На специфической экзегезе этого стиха построено многое в оккультной доктрине. По учению теософии «Сыны Божии» – это демоны. Соответственно, одна из человеческих рас – это потомки падших ангелов… А в собственно библейском контексте рассказ об «исполинах» (mephilim), родившихся от встреч «Сынов Божиих» с «дочерьми человеческими», зависит от этимологии. Слово mephilim можно производить от palah – расти или naphal – падать, и в смысле активно падать. Смотря по этимологии, это то ли рослые люди, то ли люди с тираническими воинственноразрушительными наклонностями.

863 864 Индонезийское племя батаков помнит «о райских временах, когда Небо было ближе к Земле и между богами и людьми существовало постоянное сообщение. Верховный бог – Mula djadi na bolon („Тот, чье начало в нем самом“), творец Вселенной и других богов, обитает на последнем небе и, повидимому, подобно всем верховным богам „первобытных“ людей, стал deus otiosus („праздным богом“); ему не приносят жертву» (Элиаде М. Космос и история. – М., 1987, с. 170).

864 865 Позднее, у Плотина, этот сюжет получает несколько иное толкование: «Бог же, Кронос, представляется в мифах связанным на том основании, что он пребывает недвижимо и неизменно в своем тождестве: господство над видимой вселенной он предоставил своему сыну Зевсу потому, что ему самому, обладателю и источнику всех и всяческих благ, не свойственно, оставив свое царство в умопостигаемом мире, нисходить до владычества в мир позднейший и низший» (Эннеады. V.8.13 // Плотин. Эннеады. – Киев, 1995, с. 209).

865 866 Элиаде М. Космос и история. – М., 1987, сс. 9495.

866 867 Элиаде М. Космос и история. с. 229.

867 868 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 886.

868 869 Честертон Г. К. Вечный человек. – М., 1991, с. 148.

869 870 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 1, сс. 575576.

870 871 Честертон Г. К. Умеренный убийца. // Избранные произведения в 4х томах. Т. 4. – М., 1994, с. 379.

871 872 Даймонт М. Евреи, Бог и история. – М., 1994, с. 194.

872 873 см. Лебедев А. Н. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в грекоримском мире при Константине Великом. – СПб., 1904, с. 239.

873 874 Зелинский Ф. Ф. Древнегреческая религия. – Киев, 1993, с. 62.

874 875 Иосиф Флавий. Иудейская война. V, 13, 6.

875 876 Вот свидетельство одного из древнейших «мученических актов» начала второго века: Власти постановили св. Поликарпа, епископа Смирнского, казнить через сожжение. Когда