Кураев А

Сатанизм для интеллигенции

существования. В тех произведениях, которые были созданы под восточным влиянием в ХХ столетии, много было увидено и сказано верного о той духовной глубине человека и мира, которая не улавливается позитивизмом. Однако, я убежден, что если бы общественная мода разрешила паломничать за этой мудростью не в Гималаи, а в христианский монастырь или храм на соседней улице, европейский интеллектуал смог бы открыть не меньше таинственного и удивительного в своей традиции. Но москвичи не ходят в Третьяковскую галерею. Европейцы проходят мимо величайшей духовной традиции только потому, что она недостаточно чужеродна.

1060 1061 Clement O. La revolte de l'Esprit: Reperes pour la situation srirituelle d'aujourd'hui. – Paris, 1979, p. 51.

1061 1062 Честертон Г. К. Вечный человек. – М., 1991, с. 454.

1062 1063 Для св. Григория Нисского образ отношения церковных людей к нехристианской мудрости – это повеление Моисея забрать все золото египтян в день Исхода (золото, заработанное народом Израиля за века его рабства в Египте). Св. Григорий видит в этом повеление «заготовлять богатство внешнего образования, которым украшаются иноплеменники по вере. Ибо нравственную и естественную философию, геометрию и астрономию, и словесные произведения, и все, что уважается пребывающими вне Церкви, наставник добродетели повелевает, взяв в виде займа у богатых подобным сему в Египте, хранить у себя, чтобы употребить в дело при времени, когда должно будет божественный храм таинства украсить словесным богатством… Многие внешнюю ученость, как некий дар, приносят Церкви Божией. Таков был и великий Василий, прекрасно во время юности купивший египетское богатство, принесший его в дар Богу» (св. Григорий Нисский. О жизни Моисея. // Творения. Ч. 1. – М., 1861, с. 296).

1063 1064 Честертон Г. К. Грехи графа Сарадина. // Избранные произведения в 4х томах. Т. 1. – М., 1994, с. 140.

1064 1065 Горичева Т. Взыскание погибших. // Логос. – БрюссельМосква. ј4144. 1984, с. 85.

1065 1066 Древний Патерик. – М., 1899, с. 170.

1066 1067 преп. Иоанн Лествичник. Лествица. – Сергиев Посад, 1908, с. 73.

1067 1068 преп. Иоанн Лествичник. Лествица. с. 83.

1068 1069 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979, с. 112.

1069 1070 Цит. по: Лосский Н. О. Избранное. – М., 1991, с. 502.

1070 1071 Кант И. Сочинения. Т. 3. – М., 1964, с. 478.

1071 1072 Лосский Н. О. Избранное. сс. 508 и 549.

1072 1073 Вышеславцев Б. П. Вечное в русской философии. – NY., 1955, с. 71.

1073 1074 Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. – М., 1969, с. 231.

1074 1075 Литературная Грузия. ј5, сс. 210211.

1075 1076 св. Григорий Богослов. Слово 17. // Творения. – СПб., б. г. Т. 1,