Кураев А

Сатанизм для интеллигенции

молиться о просвещении одержимых ложными учениями и твердо хранить «преданное нам, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1 Тим. 6,2021).

38. Есть ли этикет в «живой этике»?

При упоминании о газетчике священник стал печальней.1741

Г. К. Честертон

После прочтения текста соборного Определения можно оценить меру правдивости такого, например, заявления рериховцев: «Что же главное, что столь мучительно ранит в декабрьском акте Архиерейского собора? Это – подспудный, хорошо закамуфлированный призыв к ненависти, к разжиганию религиозного фанатизма и вражды»1742. Какими глазами надо читать это определение, чтобы в призыве молиться о заблудших увидеть призыв к ненависти! Собор призывает апостольскими словами – «не считайте его за врага», но рериховский журнал видит здесь «призыв к разжиганию вражды».

В целом Определение Собора рериховцы, конечно, назвали «наступлением темных и невежественных сил».

Вообще за собой они оставляют право использовать базарный лексикон для ругани в адрес христиан. Таково, например, суждение мадам Блаватской о христианах: «Прежде чем я покину землю, я обещаю себе такое торжество, которое заставит Регионов и его католиков и Бейли и епископа Сарджента с его протестантскими ослами реветь так громко, как им позволят легкие»1743. А если бы какойнибудь христианский автор позволил себе написать – «Блаватская с ее теософскими ослами»?..

Вряд ли можно назвать деликатной и ту характеристику, которую Елена Рерих дает христианским священнослужителям: «Церковники – это ханжи и изуверы, прикрывающие свои темные делишки каждением и коленопреклонением и крестным целованием»1744. Несогласные с нею люди – «Шайка человеческих отбросов»1745. А суждение Махатм о некоем человеке, от спиритизма перешедшем в православие, – «настоящий вонючий подлец»1746 – тоже, очевидно, надо воспринимать как свидетельство чрезвычайной «живости» теософской «этики»?

Рериховская газета «Знамя мира» так презентует мои статьи: «Гнусная по своему содержанию статейка некоего диакона»1747. В моих текстах все же не встречается оборотов типа «гнусные трактаты Агни Йоги».

Так почему же у рериховцев есть право на полемику с Церковью, а у христиан права на ответную полемику с ними быть не должно? Почему если оккультист обвиняет Церковь – то в этом видят проявление «широты взглядов» и «свободомыслия», а если христианин в соответствии со своими убеждениями вступает в ответную дискуссию с теософом –