Шейн Джон

Кристалл и путь света

свободное от понятий реальности (тиб. митогпа), а человек,

практикующий Дзогчен, ставит цель выйти за пределы этого пустотного

состояния ума, чтобы реализовать состояние чистого изначального

присутствия (тиб. ригпа), в котором может быть завершено полное

воссоединение энергии ? непрерывно проявляющейся функции пустоты.

8. Он учил и последователей Бон, которые приходили к нему за Учением.

9. См. книгу автора Экскурс в историю тибетских кочевников (A

Journey into the Culture of Tibetan Nomads, Shang-Shung Edizioni,

Merigar, 1983). В настоящее время она имеется только на тибетском

языке с английским предисловием.

10. См. книгу Women of Wisdom, Tsultrim Allione, Routlage & Kegan Paul,

London, 1984. [B русском переводе Знаменитые йогини].

11. См. The Life of Marpa the Translator, tr. Nalanda / Trungpa,

Prajna Press, Boulder, 1983, и The 100,000 Songs of Milarepa,

tr. Garma C. Chang, Shambala, Boulder, 1977 (2 vols).

12. Все Учения имеют свою Основу, Путь и Плод, которые определяют

особенности данного Учения: что оно считает коренным состоянием

человека (Основа), какую следует выполнять духовную практику (Путь)

и какое состояние должно быть достигнуто (Плод). В данном случае

рассматриваются Основа, Путь и Плод Дзогчена.

13. Песнь Ваджры взята из тантры Нида Качжор ? Соединение Солнца и

Луны. Она является также главной мантрой Бардо Тодрол, называемого

на Западе Тибетской книгой мертвых, а ее слоги происходят из языка

Уддияны, языка дакини. Эта песня ? не молитва, и ее практика не

включает в себя визуализацию, скорее, это способ созерцания, при

котором практикующий благодаря звуку этой Песни, которую он поет,

объединяет свой ум с уровнем энергии. Поэтому, важнее звучание Песни,

а не ее смысл.

14. Тиб. кам [санскр. дхату]: сущность элементов; чжунгва ? элементы.

15. См. Death, Intermediate State and Rebirth in Tibetan Buddhism,

Lati Rinbochay and Jeffrey Hopkins, Rider, London, 1979; а

также Тибетскую книгу мертвых, переведенную автором на итальянский

язык: Il Libro Tibetano dei Morti, Namkhai Norbu, Newton Compton,

Editori, Rome, 1983.

16. В этом примере ясность, чистота и прозрачность зеркала символизируют

абсолютное, а появляющиеся в нем отражения, которые не обладают

вещественностью, ? иллюзорность относительного. Однако нам показывают,

что относительное и абсолютное взаимозависимы и возникают вместе,

потому что ни зеркало не может существовать без отражений, ни

отражения ? без зеркала.

17. См. The Life and Teaching of Naropa, H. V. Guenther, Oxford, 1963.

18. Обратите внимание, что в Мэннгагдэ действительно существует

внутреннее и внешнее нгондро, но эти предварительные практики ? не

строго обязательное условие.

19. Cм. Clear Light of Bliss. Mahamudra in Vajrayana Buddhism, Geshe

Kelsang Gyatso, Wisdom Publications, London, 1982, с. 126. Практика

с кармамудрой подразумевает медитацию с реальным партнером. Чтобы

практиковать с кармамудрой на стадии завершения, необходимо уметь

силой созерцания заставлять свои ветры (тонкие энергии) входить,

пребывать и растворяться в центральном канале. Человек, который не

умеет управлять энергией благодаря созерцанию, никак не сможет сделать

это с помощью копуляции. Практикующий мирянин, который в настоящее

время не умеет преобразовывать свое сексуальное поведение в путь,

должен зародить в себе горячее стремление научиться делать это в

будущем. (Прим. редактора англ. издания).

20. См. книгу автора Yantra Yoga. The Yoga of Movement, Shang Shung

Editions, Naples, 1982. В этой книге содержится коренной текст

Вайрочаны и комментарий Намкая Норбу.

21. Хумкара был как Учителем, так и учеником Падмасамбхавы.

22. Cм. The Divine Madman: The Sublime Life and Songs of Drukpa

Kunley, tr. Keith Dowman, Rider, London, 1980.

23. Эта краткая биография Аю Кадро, написанная автором, вошла в книгу

Women of Wisdom, ed. Tsultrim Allione, Routlege & Kegan Paul, London,

1984.

24. Кунчжед Гелпо в переводе означает Царь, который создает все.

Это главная тантра раздела Сэмдэ, или раздела Ума, одного из трех

разделов письменных учений Дзогчена.

25. Шесть состояний бытия (rigs drug) ? это шесть основных измерений

кармического видения, каждое из которых порождено преобладанием той

или иной страсти. Это мир асуров, или полубогов, причина которого

зависть; мир людей, причина которого гордость; мир животных, причина

которого омраченность ума; мир прет, или голодных духов, причина

которого алчность; и мир ада, причина которого гнев.

26.