Шейн Джон

Кристалл и путь света

материи, однако это тело и производимые им

действия его уже не обусловливают.

Самбхогакайя, или Тело Богатства, есть измерение сущности элементов,

из которых состоит мир грубой материи. Их сущность ? это тонкое

измерение света, проявляющееся в богатстве форм, которые можно

воспринимать только при высоком развитии способностей видения и

ясности ума. Полностью реализовавшее существо может проявить себя

и в измерении Самбхогакайи, но в такой форме оно не активно, в

отличие от существа, проявляющегося в Теле Света.

Как лучи солнца есть проявление его неотъемлемых качеств, так и

мудрость полностью реализовавшего существа по сути есть оно само.

Каждый образ Самбхогакайи ? это олицетворение какого-то аспекта

чистой мудрости. Как у солнца нет цели посылать свои лучи в какое-то

место, ? только особенности самого места определяют, будет ли оно

освещено ими, ? так и доступность измерения Самбхогакайи зависит от

активности практика, желающего обрести олицетворяемую тем или иным

образом Самбхогакайи мудрость, открыв это измерение в самом себе.

Хотя способность проявлять образ Самбхогакайи или образ Нирманакайи ?

это одна из граней полной реализации, такая реализация подразумевает

выход за пределы всех ограничений и образов. Реализовавший человек

сумел проявить состояние, которое изначально и есть его истинное

состояние, всегда было им и как таковое никогда не может исчезнуть, ?

хотя его переживание и было утрачено из-за иллюзии двойственности.

Полная реализация означает, что человек постиг собственное тождество

с первоосновой бытия ? Дхармакайей, Телом Истины, или измерением

реальности как она есть. Именно это всеобъемлющее пустотное

всепорождающее начало, жи, Основа бытия каждого существа, проявляется

в бесконечном танце энергий вселенной как образы Самбхогакайи и

Нирманакайи реализовавших существ или как ограниченное кармическое

видение ? тело, речь и ум ? пребывающего в плену двойственности

существа, которое ошибочно принимает свою собственную энергию за

кажущийся отдельным внешний мир (как объяснялось в главе о данг,

ролпа и цел).

Полная реализация означает бесповоротный конец иллюзии, конец

страдания, прекращение порочного круга обусловленных перерождений ?

это начало полной свободы, совершенной мудрости, высшего бесконечного

блаженства. В полной реализации достигается победа над смертью,

преодолевается любая двойственность, а способность к спонтанной помощи

всем существам проявляется в полной мере, самыми разнообразными способами.

Для продвижения к полной реализации наиболее благоприятными из всех

возможных перерождений в шести мирах является рождение в человеческом

теле, и, чтобы быть человеком в истинном смысле этого слова, чтобы

правильно осуществить свое человеческое предназначение, такая реализация

должна стать высшей целью. Иначе, как сказал Будда, вы уподобитесь

ребенку; увлеченному игрой в охваченном пламенем доме. Для обычного

человека смерть реальна и может настичь его без предупреждения в любое

время. Растратить свое драгоценное человеческое рождение в пустых

хлопотах ? это трагедия. Только практика ведет к реализации, и только

благодаря ей можно в конечном счете помочь другим, проявив способность

вести их к достижению такого же состояния. Любая материальная помощь ?

это всего лишь временная мера. Поэтому, чтобы суметь помочь другим,

вы должны начать с помощи самому себе, как бы парадоксально это ни

звучало. Собираясь сосчитать до миллиона, нужно начать с единицы,

а чтобы принести пользу обществу, следует начать с работы над собой.

Каждый человек должен по-настоящему взять на себя ответственность

за себя самого, а сделать это можно только повысив собственную

осознанность, углубив понимание, в большей степени овладев самим

собой.

Чангчуб Дордже и его духовная община ? гар

Изменение в малом может вызвать изменение в большом; влияние существа,

находящегося на пути к реализации, может осуществляться как на тонком

духовном уровне, так и в виде конкретного воздействия на общество. Мой

учитель Чангчуб Дордже был не из тех, кого почитают Учителями потому,

что они официально признаны перевоплощениями. Напротив, он был обычным

человеком, который следовал нескольким великим учителям Дзогчена и

претворил в практику то, чему они его научили. Как следствие практики

он проявил великую ясность, и благодаря его качествам его признали

Учителем. И тогда вокруг него стали собираться ученики. Как я уже

упоминал, он жил не в монастыре, а в обычном доме, а его ученики,

среди