Шейн Джон

Кристалл и путь света

и преломляет падающий на него свет солнца, испуская

видимые лучи и радужные узоры, которые, как нам кажется, существуют

независимо от хрусталя, но в действительности есть функция его

собственной природы, так и мир внешних явлений, воспринимаемый

человеком через органы чувств, ? это его собственная энергия. На самом

деле нет ничего внешнего или отдельного от человека, и фундаментальное

единство того что есть ? это как раз то, что переживается в Дзогчене,

Великом Совершенстве. Для реализовавшего существа этот уровень

собственной энергии, проявляющейся как цел, есть измерение Нирманакайи,

или Явленного Тела. Поэтому, когда мы говорим о трех кайях, то

имеются в виду не только три Тела Будды или некие три уровня, а

три измерения Энергии каждого человека, как они переживаются при

реализации (см. главу о полной реализации).

Ролпа

В качестве примера, поясняющего этот способ проявления энергии

человека, используют хрустальный шар. Если поместить какой-нибудь

предмет рядом с хрустальным шаром, то внутри него можно увидеть

изображение этого предмета, так что создается впечатление, будто он

находится в самом шаре. Так и энергия человека может проявляться как

образ, воспринимаемый внутри, зримый оком ума. Независимо от того,

насколько живым может быть этот образ, это, тем не менее, опять-таки

собственная энергия самого человека, на этот раз проявляющаяся как

ролпа. Именно на этом уровне действует тот, кто практикует путь

преображения, силой сосредоточения превращая свое нечистое видение

в чистое. Существо, постигшее свою собственную природу, воспринимает

этот уровень как Самбхогакайю, или Тело Богатства. Под словом

богатство здесь имеется в виду фантастическое множество образов,

которые могут проявляться на этом уровне ? уровне Сущности элементов,

которая есть свет. К примеру, описываемые в Бардо Тодрол, или

Тибетской Книге мертвых сто мирных и гневных божеств, которые

появляются в нашем сознании в бардо,*15 суть проявления именно этого

уровня собственной энергии человека.

Данг

Хрустальный шар бесцветен. Но если его положить на красную ткань,

он будет казаться красным, если на зеленую, ? зеленым и т. д. Так и

энергия человека, в сущности бесконечная и не имеющая формы, на уровне

данг может принимать любой облик. Этот пример помогает уяснить, что

имеется в виду под кармическим видением: хотя энергия человека в

сущности лишена формы, тем не менее, вследствие привязанности

кармические следы, сохраняющиеся в потоке сознания человека, дают

начало тому, что воспринимается, с одной стороны, как тело, речь и ум,

а с другой ? как внешняя среда, особенности которой определяются

причинами, накопленными в течение бессчетного количества жизней.

Пребывая в иллюзии двойственности, человек настолько обусловлен этим

кармическим видением, что ему действительно кажется, будто оно и есть

он сам.

Когда эта иллюзия отсекается, человек переживает свое состояние таким,

какое оно на самом деле и каким было изначально: как беспредельный ум,

как не ограниченную никакой формой беспредельную энергию. Постичь это

? значит постичь Дхармакайю, или Тело Истины, или, правильнее, Тело

реальности как она есть. Но ни данг, ролпа и цел, ни Дхармакайя,

Самбхогакайя и Нирманакайя не обособлены друг от друга. Бесконечная,

не ограниченная никакой формой энергия (Дхармакайя) проявляется на

уровне Сущности элементов ? которая есть свет ? как нематериальные

образы, воспринимаемые только теми, кто обладает ясностью видения

(Самбхогакайя), и на уровне материи, в вещественной на вид,

материальной форме (Нирманакайя).

Так с помощью этих примеров Учитель дает устное введение в Основу и

объясняет, как она проявляется в аспекте трех видов энергии. Эта тайна

? открытая, то есть каждый человек может сам открыть ее для себя.

Мы живем, воспринимая все шиворот навыворот, и считаем, что собственное

я существует отдельно от внешнего мира, которым мы пытаемся

манипулировать, чтобы получить удовлетворение. Но пока мы остаемся в

состоянии двойственности, мы всегда испытываем чувство утраты, страха,

тревоги и неудовлетворенности.

Если же человек выходит за пределы двойственности, то для него нет

ничего невозможного. Недалеко от пещеры Миларэпы жил ученый тибетский

монах, который считал себя очень мудрым. Он думал, будто ничто

не устоит перед его интеллектом, но, странное дело, все шли за

наставлениями не к нему, а к Миларэпе, который никогда ничему не

учился. Монаха обуяла зависть, и он отправился к Миларэпе, чтобы

вызвать