Шейн Джон

Кристалл и путь света

опять-таки не отличается от состояния Дзогчена, или

Ати-йоги, хотя метод его достижения другой.

Внешние, или низшие, тантры: Йога-тантра.

Это первый уровень пути преображения. Здесь себя представляют

божеством и начинают внутреннюю йогу, используя тонкую энергию

тела, что продолжается и на всех высших уровнях пути преображения.

Упайя-тантра (нейтральная или промежуточная тантра).

Здесь божество, или реализовавшее существо, представляют как нечто

внешнее по отношению к себе, хотя и равное, и применяют некоторые

методы внутренней йоги, а также внешние действия.

Крийя-тантра (тантра действия)

Это уровень пути очищения, и божество здесь визуализируют как внешнее

по отношению к самому себе. Используются внешние действия, чтобы

очиститься и обрести способность получить мудрость от реализовавшего

существа, а также подготовиться к работе с высшими уровнями тантры.

Сутра ? путь отречения:

Хинаяна и Махаяна нацелены на переживание шуньяты, или пустоты, ?

основного постулата и отправной точки Тантры. Постепенный путь

требует, чтобы продвижение вверх начиналось именно отсюда, Дзогчен

же начинает прямо с высшего уровня.

Буддийское учение утвердилось в Тибете в девятом веке н. э., в

первую очередь, благодаря великому учителю Падмасамбхаве, сумевшему

преодолеть сопротивление последователей местной шаманской традиции

Бон. Падмасамбхава, полностью реализовавшее существо, проявил

сверхъестественное рождение в стране Уддияна, где получил передачу

Дзогчена непосредственно от Гараба Дордже через чистое видение, а

также устную передачу от своих современников, потомков духовной линии

Гараба Дордже. Позднее он путешествовал по Индии, где получил все

тантрийские учения, которые проповедовались в то время, и в

совершенстве овладел ими. Он обрел способность принимать любой облик

по своей воле, а также другие сиддхи, или силы, возникающие в

результате преодоления двойственности. Так, когда его пригласили в

Тибет для дальнейшего распространения буддийского учения, он с помощью

своих высших способностей смог преодолеть препятствия в виде

вредоносных энергий.

В каждой местности есть властвующая над ней энергия, а бонские шаманы

обладали способностью концентрировать различные господствующие энергии

Тибета. Они применяли эту силу, чтобы воспрепятствовать укоренению

здесь буддизма. Падмасамбхава проявлял себя в разном облике, чтобы

самому получить власть над господствующими местными энергиями и

заставить их защищать учение Будды, в результате чего они стали

охранителями Учения.

Однако, поскольку Падмасамбхава был свободен от любых ограничений,

он не считал необходимым отвергать то, что было ценным в местных

традициях Тибета, а, напротив, создал условия, при которых буддизм

смог объединиться с местной культурой, с ее глубоко разработанными

системами космологии, астрономии, ритуалов и медицины, подобно тому,

как Будда Шакьямуни, проповедуя в рамках индийской культуры своего

времени, использовал ее как основу для передачи того, что по своей

природе выше пределов какой бы то ни было культуры. Таким образом,

благодаря авторитету и активной деятельности Падмасамбхавы

осуществилось то великое слияние духовных традиций Уддияны, Индии и

местных бонских истоков, которое известно нам теперь как тибетская

форма буддизма.

Первые ученики Падмасамбхавы не считали себя ни школой, ни сектой. Они

просто практиковали тантрийский буддизм и Дзогчен.*8 Но позднее, когда

от индийских учителей Тантры из Индии в Тибет пришли другие буддийские

традиции и либо оформилось как школы, прежние последователи Падмасамбхавы

стали называться нингмапа ? древние, или древняя школа.

Однако не следует ошибочно считать учение Дзогчен некой самостоятельной

школой или сектой или же относить его к какой-либо школе или секте.

Под словом Дзогчен всегда подразумевается изначальное состояние. И,

хотя линия передачи этого состояния от Учителя к ученику действительно

существует, членов этой линии ? а все они практики Дзогчена ? можно

обнаружить, как тогда, так и ныне, во всех школах тибетского буддизма,

равно как и среди практикующих Бон или среди тех, кто вообще не

принадлежит ни к какой школе.

Несколько примеров помогут уяснить это. Мой учитель Чангчуб Дордже не

имел никаких ограничений и не принадлежал ни к какой школе. С одной

стороны, он получил передачу от своего главного учителя Нягла Падма

Дуддула, а с другой ? передачу и наставления по Дзогчену от бонского

учителя Дзогчена. Учение Дзогчен существовало в