Шейн Джон

Кристалл и путь света

что-то

объединять, то в Сэмдэ четыре фазы практики называются просто четыре

тиннгэдзин, или четыре созерцания [самадхи].

В каждом из трех разделов: Сэмдэ, Лонгдэ и Мэннгагдэ ? свой особый

подход, но цель одна и та же ? созерцание. Ни один из них не

принадлежит к постепенному пути, потому что в каждом случае Учитель

дает прямую передачу. Однако Мэннгагдэ ? что буквально означает

сообщаемое тайно и имеет также другое название: Нингтиг, то есть,

сердечная сущность, или сущность сущности, ? несомненно, более

прямая система, чем Сэмдэ, где используются преимущественно устные

объяснения и подробный анализ. Введение в Мэннгагдэ может показаться

крайне парадоксальным, потому что природа реальности не укладывается в

рамки логики, а потому ее никак нельзя объяснить иначе, чем с помощью

парадоксов, В Лонгдэ же рассудочные объяснения не нужны, потому что

определенные позы и наставления по дыханию непосредственно приводят

практикующего к созерцанию. (См. Приложение 2 ? Раздел Лонгдэ).

Хотя методы трех разделов могут быть разными, они всегда прямо вводят

в Дзогчен. Но это не означает, что в них отсутствует подготовка.

Подготовительная стадия есть, но она осуществляется в соответствии с

потребностями конкретного человека. Это отличает Дзогчен от других

уровней пути, где существуют суровые и жесткие правила, одинаковые для

всех. В Дзогчене для перехода на более высокий уровень нет нужды в

формальном подтверждении завершения того или иного уровня или в

посвящении, что принято в постепенных путях. В Дзогчене этого нет.

Ученик сразу получает возможность вступить на высший уровень,

и, только если у него недостает способностей для такого уровня,

необходимо спуститься вниз, чтобы подобрать уровень практики,

позволяющий преодолеть любые затруднения и приступить к собственно

созерцанию.

Нгондро ? предварительная практика

Во всех школах тибетского буддизма обязательно не только постепенно

пройти уровни Сутры и Тантры: прежде чем человеку будет позволено

заниматься тантрийским практиками, он к тому же обязан завершить ряд

предварительных практик, или нгондро, которые в наше время иногда

называют четыре базисные практики. Их цель ? развить недостающие

способности. Не вызывает никаких сомнений, что они должны быть

необходимым предварительным условием для определенных уровней

тантрийской практики. Сам я за время обучения сделал нгондро дважды.

Во все четырех школах тибетского буддизма нгондро считается

обязательным для всех, кто желает приступить к высшим практикам.

В Дзогчене же подход совсем иной ? его принцип отличается от принципа

Тантры. Гараб Дордже не говорил: Сначала выполни нгондро. Он говорил,

что прежде всего Учитель должен дать Прямое Введение, а ученик ?

постараться войти в изначальное состояние, обнаружив его в самом себе,

чтобы относительно этого состояния не осталось никаких сомнений; затем

ученик должен стараться продолжать пребывать в этом состоянии. Если

возникают препятствия, ученик применяет соответствующую практику,

чтобы их устранить. Если он считает, что не обладает необходимыми

способностями, то прибегает к такой практике, которая помогает их

развить. Таким образом, можно понять, что принцип Дзогчена опирается

на осознанное решение проблем самим практикующим,*18 а не на обязательные

правила, применяемые ко всем без исключения. Таков подход Дзогчена.

В нгондро входят практики Прибежища и зарождения Бодхичитты, подношение

мандалы, чтение мантры Ваджрасаттвы и гуру-йога, причем как необходимое

условие дяя получения более высоких Учений требуется выполнить каждую

из них сто тысяч раз. Каждый уровень Учения имеет свое значение и свой

принцип: исполнение этих практик в качестве предварительного условия

действительно имеет смысл, если речь идет о развитии способности

человека заниматься учениями Тантры. В Дзогчене выполняются те

же самые практики, но они не предваряют Прямое Введение. Все они

осуществляются в ходе обычной ежедневной практики, и здесь не

предъявляется требование повторить их определенное число раз. Даже

если нгондро служит подготовкой к тантрийской практике, чтобы оно

выполняло свое назначение, практикующий никогда не должен просто

стремиться приобрести допуск к более высоким Учениям. Такое

отношение, вместо углубления ответственности, скромности, очищения,

веры в своего коренного учителя и объединения своего ума с его умом,

несомненно, приводит лишь к гордости и ложному чувству превосходства.

Нгондро позволяет накопить заслуги, чтобы обрести возможность