Шейн Джон

Кристалл и путь света

практики рушен, которые нацелены на

то, чтобы отделить ум от природы ума, и основные практики двадцати

одного сэмдзина, охватывающие весь диапазон методов, которые вводят

в созерцание, в том числе фиксацию, дыхание, позу, звук и т. д.

Достигнув созерцания любым методом, нужно продолжать пребывать в нем.

Практика внесения созерцания в каждое действие и ситуацию называется

трэгчод, что буквально означает высвободить, рассекая, в том смысле,

что вы полностью расслабляетесь, наподобие того, как рассыпаются туго

связанные прутья, если разрезать стягивающую их веревку. Продолжение

трэгчод ? практика тодгэл, что означает превзойти наивысшее. Это

поистине глубоко тайная практика, и здесь уместно дать лишь самое

общее ее описание, которое никоим образом не может считаться

наставлением по практике.

Тодгэл есть только в учении Дзогчен. Благодаря этой практике можно

быстро привести свое состояние к конечной цели. Занимаясь практикой

четыре света, достигают четырех видений тодгэл, а далее, благодаря

единству видения и пустоты, достигают реализации Тела Света. Это ?

исчерпание бытия, когда само физическое тело растворяется в сущности

элементов, которая есть свет. Мы коснемся этого позже, когда будем

говорить о Плоде, или реализации. Но чтобы осуществить практику

тодгэл, необходимо довести до совершенства практику трэгчод, когда

практикующий будет способен постоянно пребывать в состоянии созерцания.

Хотя я получил наставления по практике тодгэл еще в Тибете от Чангчуба

Дордже, когда жил у него, по-настоящему применять их на практике

я стал только много лет спустя. Просто я не считал, что достаточно

развил свои способности. Но однажды, когда я уже много лет прожил в

Италии и преподавал в Неапольском университете, мне приснился сон.

В этом сне, как это часто бывало в моих снах, я вернулся в Тибет

навестить своего учителя Чангчуба Дордже. На этот раз Учитель встретил

меня и сказал:

? Что, приехал из Италии?!

? Да, ? ответил я, ? только мне придется сразу же вернуться назад.

Я слегка волновался, как бы меня здесь не обнаружили китайские власти.

Затем Учитель спросил, как продвигается моя практика. Я ответил, что,

по-моему, неплохо, а он снова спросил:

? Какой практикой ты больше всего занимаешься?

? Все еще трэгчод, ? ответил я.

? Все еще трэгчод, ? повторил он. ? Значит, ты еще не начал

практиковать тодгэл?

Я ответил, что не начал, так как он всегда говорил мне, что сначала

необходимо основательно утвердиться в практике трэгчод.

? Да, ? согласился он, ? но я не говорил, что ты должен потратить на

эту практику всю свою жизнь; теперь тебе пора практиковать тодгэл.

А если у тебя возникнут какие-нибудь сомнения, пойди спроси Джигмэда

Лингпа.

Я подумал, что он говорит нечто странное, поскольку, конечно, знал,

что Джигмэд Лингпа, великий учитель Дзогчена, жил в восемнадцатом веке

и его уже давно нет в живых.* Может быть, я неверно понял сказанное

Учителем? Я попросил его объяснить, но он только сказал: Джигмэд

Лингпа на горе за домом. Иди к нему сейчас же!

_____________

* Джигмэд Лингпа (1729?98) был великим учителем Дзогчена школы

нингмапа и жил в Восточном Тибете. Он был воплощением Вималамитры,

великого учителя Дзогчена, который жил в восьмом веке и стал

официальным наставником тибетского царя Трисонг Дэцена.

Джигмэд Лингпа завершил возрождение Учения, начатое Лонгченом

Рабчжампа (1308?63), от которого он в течение жизни получил много

видений. Он никогда не проходил традиционного курса обучения, но,

завершив пятилетнее затворничество, проявил благодаря своей ясности

такие широкие познания, что повсюду стал знаменит как великий ученый.

Он переработал и составил Лонгчен Нингтиг. Его наследие составляет

девять томов собрания сочинений, в том числе авторитетные труды по

тибетской истории и медицине, а также тексты о целебных свойствах

носимых на теле драгоценных камней. Он был зачинателем римэд, или

экуменического, несектарного движения, которое возникло в Восточном

Тибете в противовес разобщенности и замкнутости разных школ с целью

призвать их к более гармоничному сотрудничеству

За домом, где жил Учитель, была высокая скалистая гора. Он велел мне

взобраться на вершину этой горы и там найти пещеру, в которой должен

быть Джигмэд Лингпа. Но я хорошо знал эту гору, потому что раньше,

когда жил у Учителя, много раз залезал на нее, собирая лекарственные

травы, и, по крайней мере тогда, не видел там никакой пещеры. Я

подумал: Очень странно, вряд ли там есть какаянибудь