Шейн Джон

Кристалл и путь света

так

называемый путь очищения, представляющий собой первую ступень

Ваджраяны, или несокрушимой колесницы.

Вторая ступень Ваджраяны ? это путь преображения, который начинается

с третьего и последнего уровня внешних тантр и включает в себя все три

уровня внутренних тантр. Эти внутренние тантры опять-таки опираются

на постулат о пустотности всех дхарм, но используют главным образом

внутреннюю йогу, работая с тонкой энергетической системой тела, чтобы

преобразить все измерение практикующего в измерение того реализовавшего

существа, которое визуализируется в практике. Эти методы Будда

проповедовал на уровне Самбхогакайи, пребывая не в материальном теле,

а в теле проявления.

Впервые передачу Тантры дает одно из проявлений измерения Самбхогакайи,

которое предстает перед каким-либо Учителем, обладающим необходимой

для восприятия этого измерения ясностью видения, и метод практики,

используемый в Тантре, это также метод проявления. Когда с помощью

визуализации и воссоединения своей тонкой энергии вы получаете от

Учителя посвящение в практику, то следуете примеру первой передачи и,

проявляясь как божество, вступаете в чистое измерение мандалы. Так

человек сам реализует Самбхогакайю, выходя за пределы земного мира

грубых элементов, которые преображаются в свою сущность. Когда же

практикующий умирает, он вступает в чистое измерение света и цвета ?

сущность элементов, и в этом очищенном состоянии бытия сохраняет

способность непрерывно приносить пользу всем живым существам.

Тантрийского практика высокого уровня сравнивают с птенцом орла

(гаруды), который готов к полету, как только вылупится из яйца:

когда такой практик умирает, он в тот же миг, не проходя через бардо,

или промежуточное состояние, проявляется как божество, практику

которого завершил при жизни. Эта реализация явно отличается от

простого прекращения круговорота рождения и смерти ? цели практики

Сутры.

Однако, чтобы вполне овладеть внутренней энергией и достичь уровня

сосредоточения, необходимого для завершения такого процесса

преображения, требуются долгие годы уединенного затворничества, и

добиться этого в повседневной жизни очень трудно, хотя метод Тантры

быстрее, чем методы пути отречения, для завершения которого требуется

много жизней.

Дзогчен ? путь самоосвобождения

Дзогчен ? это не Сутра и не Тантра. В Дзогчене основа передачи ?

введение, а не проявление, как в Тантре. Главные его практики работают

непосредственно на уровне Ума, их цель ? ввести человека в изначальное

состояние, а прямое введение в него дает Учитель. В этом состоянии

практикующий продолжает пребывать до полной реализации великого

Переноса или Тела Света. Такая реализация опять-таки отличается от

результатов, достигаемых с помощью практик Сутры и Тантры. Об этом

я буду говорить подробно в главе о плоде учения Дзогчен.

Хотя Дзогчен ? это такое Учение, которое работает главным образом

на уровне ума, в нем есть практики, связанные с речью и телом, но,

по отношению к практике недвойственного созерцания, они являются

вторичными и применяются для вхождения в состояние созерцания. Только

такое созерцание по праву можно называть Дзогченом, хотя тот, кто

практикует Дзогчен, может использовать практики любого уровня Сутры и

Тантры, если считает, что они необходимы для устранения препятствий,

мешающих состоянию созерцания. Особый метод Дзогчена называется путем

самоосвобождения, и, чтобы применять его, не требуется ни от чего

отрекаться, не нужно ничего очищать или преображать. Все, что

проявляется как кармическое видение, используется в качестве пути.

Великий Учитель Патампа Санге однажды сказал: Ваше двойственное

состояние обусловлено не обстоятельствами, проявляющимися как

кармическое видение, ? вы впадаете в зависимость от видимых проявлений

из-за своей привязанности к ним. Если требуется наиболее быстро и

действенно отсечь привязанность, необходимо использовать спонтанную

способность ума к самоосвобождению.

Однако не следует думать, что слово самоосвобождение подразумевает

существование некого эго, которое нужно освобождать. Как мы уже

говорили, на уровне Дзогчена сохраняется постулат об отсутствии у

всех дхарм собственной природы. На языке Дзогчена самоосвобождение

означает, что любые проявления, возникающие в сфере восприятия

практикующего, следует оставить как есть, не давая оценок, хороши они

или плохи, красивы или безобразны. И тогда, если нет привязанности,

все, что бы ни появилось, будь то мысль или кажущееся внешним событие,

в