Шейн Джон

Кристалл и путь света

его на диспут. Собираясь изобличить его парой неопровержимых

доводов, он спросил:

? Материально ли пространство?

? Материально, ответил Миларэпа.

Монах подумал: Вот я и выставил его полным дураком!? и приготовился

к дальнейшей дискуссии в таком же духе, как вдруг Миларэпа поднял

палку и постучал ею по пустому пространству, как по барабану. Тогда

монах спросил:

? Скала материальна или нематериальна?

Миларэпа же в ответ просунул руку сквозь скалу. Изумленный монах стал

его учеником.

Интеллект ? ценное орудие, но он не может охватить всей полноты нашего

бытия. По сути, он может быть препятствием, мешающим нам получить

доступ к самым глубинным пластам собственной природы. В юности я

повстречал весьма необычного практика, поступки которого были столь

же непостижимы уму, как и действия Миларэпы, хотя судьба их сложилась

по-разному. Сначала он был монахом сакяпинского монастыря, в котором,

как и в других монастырях, были очень строгие правила. Этот монах

совершил очень тяжкое нарушение правил, вступив в связь с женщиной,

и его выгнали из монастыря. Он тяжело переживал случившееся и потому

ушел подальше от тех мест. Во время странствий он встретил нескольких

Учителей, получил от них наставления и стал серьезным практиком. Затем

он вернулся в родную деревню, но тамошний монастырь не принял его, и

родственники построили ему в горах маленькую хижину для затворничества.

Там он прожил несколько лет, тихо практикуя, и все стали называть его

Йогин.

Однако еще через несколько лет все решили, что он сошел с ума. Как-то

раз, делая практику, он стал выбрасывать в окошко свои книги, потом

сжег их, разбил все изображения, перевернул все вверх дном и даже дом

частично разрушил. Люди стали звать его Помешанный. Затем он исчез,

и три года его никто не видел. А потом кто-то совершенно случайно на

него натолкнулся. Он жил в очень отдаленном месте, на самой вершине

горы. Все удивлялись, как он умудрился выжить и все это время добывать

какую-то пищу, ибо там ничего не росло и никто туда не ходил. Поэтому

люди заинтересовались и стали его навещать. Хотя он отказывался общаться

с людьми, его образ жизни убедил их, что он не сумасшедший. Его

перестали звать Помешанным и стали почитать за святого.

Мой дядя, сакяпинский настоятель Кенце Чоки Вангчуг, услышал о нем и,

решив его повидать, взял с собой меня и еще несколько человек. До

деревни, расположенной у подножия той горы, на которой жил этот

странный йогин, мы добирались верхом пятнадцать дней. Дальше пришлось

идти пешком. Никакой тропы не было, и взобраться на эту гору было

очень трудно. Местные жители рассказали, что несколько дней назад сюда

прибыл с визитом очень известный кагюдпинский тулку, но, достигнув

цели, вместо наставлений получил град камней, а несколько сопровождавших

его монахов получили серьезные ушибы. Еще они предупредили, что у

живущего наверху йогина есть собаки, некоторые из которых очень

свирепы и могут покусать. Местные жители боялись туда ходить, да и

мы, откровенно говоря, наслушавшись всего этого, тоже оробели.

Дядя был очень тучным, и подъем на крутую гору занял у нас много

времени, тем более, что тропы не было. Мы все время скользили и

сползали по осыпям. Приблизившись к вершине, мы услышали голос, но

никакого жилища не было видно. Затем, добравшись почти до самой

вершины горы, мы увидели нечто вроде примитивной каменной постройки.

Вряд ли можно было назвать ее домом ? она скорее походила на большую,

крытую камнями собачью конуру с большими отверстиями с трех сторон.

Высотой это жилище было меньше человеческого роста. Слышно было, что

его обитатель что-то говорит, но мы не могли себе представить, с кем

он мог разговаривать. Потом он повернулся, увидел, что мы подходим и

тут же притворился спящим, натянув на голову одеяло. Он действительно

казался сумасшедшим, но мы осторожно подошли поближе. Приблизившись

вплотную, мы подождали несколько минут, и тогда он вдруг стянул с лица

одеяло и посмотрел на нас. Его жуткие, широко раскрытые глаза были

налиты кровью, а волосы стояли дыбом. Мне он показался просто ужасным.

Он начал говорить, но мы ничего не могли понять, хотя он был таким же

тибетцем, как и мы. И дело было не в том, что он говорил на каком-то

местном диалекте, которого мы не знали ? мы как раз хорошо знали

здешний диалект. Он говорил бесперерывно минут пять, но я понял только

две фразы. Один раз мне показалось, что он сказал: посреди гор, но

дальше опять ничего нельзя было разобрать. Еще я уловил что-то