Шейн Джон

Кристалл и путь света

брахманских сект велась большая полемика

относительно точной природы Творца и даже о том, существует ли этот

Создатель. Однако сам Будда отказывался как утверждать, так и отрицать

существование Верховного Существа как первопричины, советуя своим

ученикам прилагать усилия к достижению состояния просветления ? такого

состояния, в котором они будут знать ответы на все эти вопросы без

всяких сомнений и домыслов.

На уровне того, что мы сами действительно переживаем в своей жизни,

ясно, где начинается сансара, ? она начинается в любой момент, когда

мы впадаем в двойственность, так же, как заканчивается, когда мы

входим в изначальное состояние за пределами всех ограничений, в том

числе ограничений времени, слов и понятий. Тем не менее, слова Песни

Ваджры*13 ? это попытка его передать:

Песня Ваджры

Нерожденное

и все же длящееся непрерывно,

ни приходя, ни уходя, вездесущее,

Высшая Дхарма,

неизменное пространство, неописуемое,

спонтанно самоосвобождающееся,

совершенно не встречающее препятствий состояние.

Существующее изначально,

самопорожденное, без местопребывания,

где нет зла, что отвергается,

и нет добра, что принимается,

бесконечное всепроницающее пространство,

безмерное и беспредельное, без уз,

в котором не нужно ничего уничтожать

и не нужно ни от чего освобождаться,

присутствующее вне пространства и времени,

существующее изначально,

Безмерное Дхату* ? внутреннее измерение,

сияющее ясностью, как солнце и луна,

самосовершенное,

неразрушимое как ваджра,

непоколебимое как гора,

чистое как лотос,

сильное как лев,

несравненное блаженство без границ,

пробуждение,

беспристрастие,

вершина Дхармы,

свет вселенной,

совершенный изначально.

_________

* Тиб. йинг ? измерение.

Самовозникновение пяти элементов и их Сущность

Причина всей вселенной, так же как и обусловленного существования

человека, ? кармические следы. В космологии древней тибетской традиции

Бон объясняется, что пространство, которое существовало до образования

нашей вселенной, было скрытым кармическим следом, оставшимся от

существ предшествующих вселенских циклов. Это пространство двигалось

внутри самого себя, и образовалась сущность элемента Ветер;

колоссальная сила внутреннего трения этого Ветра дала начало сущности

элемента Огонь; возникшая разница температур вызвала конденсацию

сущности элемента Вода, а вращение этих трех уже возникших сущностей

элементов дало начало сущности элемента Земля, подобно тому; как при

сбивании молока образуется масло. Этот уровень сущности элементов есть

доатомный уровень бытия, как свет и цвет. От взаимодействия всех этих

сущностей элементов таким же образом и в той же последовательности,

что и сущности элементов, образовались собственно элементы на атомном,

или материальном, уровне. Затем, от взаимодействия материальных, или

атомных, элементов, образовалось то, что называется Космическим

Яйцом, которое заключало в себе все разнообразие миров. В их числе ?

миры высших божеств и нагов, а также шесть миров обусловленного бытия:

богов, асуров, людей, животных, прет и обитателей ада.

Если сущности всех элементов и, следовательно, сами элементы*14 и все

разнообразные миры возникают из пространства, то есть из скрытых

кармических следов прошлых существ, то это пространство ? не вне кармы

и, таким образом, не вне обусловленного уровня бытия. О нем нельзя

сказать, что оно абсолютно чисто с самого начала и самосовершенно,

что можно сказать о состоянии Основы. Поэтому об изначальном состоянии,

которое, выражаясь словами Песни Ваджры, Нерожденное и все же длящееся

непрерывно, ни приходя, ни уходя, вездесущее..., вне пространства и

времени..., можно сказать, что оно похоже на сущность элемента

Пространства, вездесущую и нерожденную, но все же являющуюся основой

всего бытия.

Само учение Дзогчен рассматривает процесс космического происхождения

сходно с бонской традицией, но с некоторыми отличиями. В учении

Дзогчен считается, что изначальное состояние, которое вне времени и

пространства, вне созидания и разрушения, ? это совершенно чистая

основа всего сущего, как на вселенском уровне, так и на уровне

отдельного человека. Именно изначальному состоянию присуще свойство

проявляться в виде света, который, в свою очередь, проявляется как

пять цветов, сущностей элементов. Сущности элементов взаимодействуют

(как объясняется в бонской космологии), при этом проявляются сами

элементы, из