Шейн Джон

Кристалл и путь света

пещера, ? а

вслух спросил: По какой тропе мне добраться до той пещеры?, потому

что наверх вело две тропы. Но Учитель только сказал: Поднимайся прямо

здесь! Ступай, не мешкая! Попроси Джигмэда Лингпа прояснить любые

сомнения по тодгэл, которые у тебя есть, а потом практикуй. Чтобы не

раздражать Учителя, я не стал больше задавать вопросов. Я подумал, что

он отругает меня, если я буду упорствовать, и потому сказал: Хорошо,

уже иду, ? и вышел.

Во сне я стал карабкаться на гору прямо за домом. Тропы там не было, а

поверхность скалы была совершенно гладкой, но мне удавалось взбираться

по ней. В одном месте я заметил на скале надпись. Вначале мне показалось,

что на камне высечены мантры, ? тибетцы часто высекают их на таких

скалах. Приглядевшись, я увидел, что это совсем не мантры. Прочитав

несколько фраз, я обнаружил, что это целая тантра ? как мне показалось,

тантра Дзогчена. Не очень-то хорошо ходить по тантре! ? подумал я и,

продолжая карабкаться вверх, стал читать стослоговую мантру Ваджрасаттвы,

чтобы очистить свой дурной поступок.

Затем я добрался до стоявшего вертикально камня, на котором было

написано название этой тантры. Позже я обнаружил, что это было

название одного из тэрма Упадэши, или раздела Мэннгагдэ. Я продолжал

взбираться дальше и добрался до ровной луговины, на дальнем конце

которой виднелось большое каменистое обнажение. Я медленно пошел туда

и там, действительно, обнаружил пещеру. Хотя никакой уверенности, что

в ней окажется Джигмэд Лингпа, у меня не было, я все же медленно вошел

в отверстие пещеры.

Заглянув внутрь, я увидел, что пещера довольно велика, а в середине

ее лежит большой белый камень. На этом камне сидел ребенок, совсем

маленький мальчик, на котором было легкое прозрачное голубое одеяние

из материи, похожей на ту, из которой на Западе шьют ночные рубашки.

У него были очень длинные волосы, и он сидел в обычной позе, вытянув

ноги вперед, а не в позе медитации или практики.

Я забрался на большой белый камень и осмотрелся по сторонам: нет ли

здесь еще кого-нибудь, но больше никого не оказалось. Я подумал: Вряд

ли это Джигмэд Лингпа, он же совсем ребенок, ? и медленно приблизился

к нему. Мальчик смотрел на меня с таким же изумлением, как и я на

него. Тогда, поскольку Учитель послал меня специально для того, чтобы

я встретился с Джигмэдом Лингпа, а больше в пещере никого не было, я

решил, что, должно быть, это он и есть, и нельзя проявлять неучтивость.

Мальчик продолжал смотреть на меня, и я почтительно обратился к нему:

Мой Учитель послал меня к вам.

Тогда ребенок, не произнеся ни слова, знаком велел мне сесть. Я

подумал: Интересно, что он будет делать, ? и сел. Мальчик поднес

руку к голове ? его волосы не были собраны в прическу, а падали

свободно, ? вытащил свернутый листок бумаги размером с половину

сигареты и развернул его. Он начал читать вслух, и голос у него

оказался совсем детским. Мне стало ясно: то что он читает, это тантра,

и я подумал: Видно, не случайно Учитель послал меня сюда найти

Джигмэда Лингпа! ? потому что все, что читал мальчик, относилось

к четырем светам тодгэл. Я искренне изумился и в этот самый миг

проснулся у себя дома, в Италии. Тогда я понял, что для меня настало

время практиковать тодгэл.

Такие знаки часто проявляются из собственной ясности ученика, когда

рядом нет Учителя, который мог бы дать ему наставление или совет,

но здесь важно не спутать фантазию с истинной ясностью. Фантазия ?

это нечистое видение, которое возникает из кармических следов в

обусловленном потоке сознания человека, в то время как ясность ? это

проявление чистого видения. Если начать практику тодгэл преждевременно

или не в должное время, не достигнув необходимого уровня в трэгчод,

то это, несомненно, повлечет за собой серьезные препятствия на пути, и

здесь лучшее средство защиты ? руководство квалифицированного Учителя

и полное доверие ученика к его наставлениям.

Начало пути

Дзогчен считается очень высоким Учением, так как содержит практики,

которые напрямую ведут к такой полной реализации, как Тело Света. И

действительно, ни в одной из буддийской школ никто не отрицает, что

Дзогчен является высоким учением, даже самым высшим. Но говорят, что

он слишком высок ? выходит за пределы способностей обычных людей, и

считается, что его могут практиковать чуть ли не одни реализовавшие

существа. Но ведь если человек достиг подлинной реализации, то никакой

путь ему уже не нужен. Как утверждается в самих текстах Дзогчена,

чтобы практиковать