Шейн Джон

Кристалл и путь света

всех высших Учений,

необходимо стремиться, не отвлекаясь, сохранять постоянное присутствие.

Это означает: не следуйте мыслям о прошлом, не ожидайте будущего,

не следуйте за иллюзорными мыслями, возникающими в настоящем, но,

обратившись внутрь себя, наблюдайте свое истинное состояние и

сохраняйте его осознавание как оно есть, без каких-либо умозрительных

ограничений трех времен.

Пребывайте в неисправленных условиях своего естественного состояния,

свободного от нечистоты оценок, разделяющих на бытие и небытие,

обладание и необладание, хорошее и плохое и т. д.

Исконное состояние Великого Совершенства находится поистине вне

ограниченных представлений о трех временах, но тот, кто только

начинает практику, еще не имеет этой осознанности, и ему трудно

пережить узнавание своего собственного Состояния; поэтому очень

важно не позволять себе отвлекаться мыслями трех времен.

Если для того, чтобы не отвлекаться, вы пытаетесь избавиться от всех

мыслей, сосредоточившись на поиске состояния покоя или ощущения

удовольствия, то необходимо помнить, что это ошибка, так как само

сосредоточение, которым вы занимаетесь, есть не что иное, как еще

одна мысль.

Следует расслабить ум, сохраняя только пробужденное присутствие

собственного Состояния, не позволяя себе подпасть под влияние какой бы

то ни было мысли. Когда вы по-настоящему расслаблены, ум находится в

своем естественном состоянии.

Если в этом естественном состоянии возникают мысли, хорошие или

плохие, то, вместо того чтобы пытаться оценивать, находитесь ли

вы в покое или в движении мыслей, нужно лишь замечать все мысли,

пребывая в бдительном присутствии самого Состояния.

Когда мы просто уделяем внимание мыслям, только замечая их, они

освобождаются в свое собственное истинное состояние, и, пока длится

это осознавание их освобожденности, следует не забывать сохранять

присутствие ума. Если вы не просто замечаете мысли, а отвлекаетесь,

то необходимо уделить больше внимания подлинному присутствию

осознанности.

Если вы замечаете появление мыслей о том, что вы находитесь в

состоянии покоя, и при этом сохраняется простое присутствия ума, то

следует продолжать наблюдать состояние движения самой мысли. Если же

никакие мысли не возникают, следует, просто замечая это, оставаться

в присутствии, при котором состоянию покоя уделяется лишь чистое

внимание. То есть мы сохраняем присутствие естественного состояния,

не пытаясь втиснуть его в какую-либо концептуальную схему и не ожидая,

что оно проявится в каком-то особом образе, цвете или свете, а только

расслабляемся в нем, не поддаваясь хитросплетениям мыслей.

Даже если начинающим практикам трудно оставаться в этом состоянии

дольше одного мгновения, не стоит беспокоиться. Не нужно ни желать,

чтобы это состояние длилось долгое время, ни страшиться его вовсе

утратить: требуется лишь одно ? сохранять чистое присутствие ума, не

впадая в двойственность, при которой наблюдающий субъект воспринимает

наблюдаемый объект.

Если ум ? хотя вы и сохраняете простое присутствие ? не пребывает в

состоянии покоя, а все время стремится следовать за волнами мыслей о

прошлом или будущем или отвлекается чувствами: зрением, слухом и т. д.,

то следует постараться понять, что сама волна мысли так же невещественна,

как ветер. Попробуйте поймать ветер ? у вас ничего не получится.

Если вы попытаетесь сдержать волну мысли, то никак ее не остановите.

Поэтому не стоит стараться остановить мысли, а тем более пытаться

отвергнуть их как нечто дурное.

На самом деле, состояние покоя есть коренное состояние ума, в то время

как волна мысли ? это естественная ясность ума в действии: как нет

разграничения между солнцем и его лучами или потоком и его струями,

так же нет разграничения между умом и мыслью. Если вы рассматриваете

состояние покоя как нечто положительное, к чему следует стремиться, а

волну мысли как нечто отрицательное, что необходимо отвергнуть, и тем

самым продолжаете пребывать в двойственности деления на принимаемое и

отвергаемое, то нет никакой возможности преодолеть обычное состояние ума.

Таким образом, коренной принцип состоит в том, чтобы, не позволяя себе

отвлекаться, только отмечать чистым вниманием любую возникающую мысль,

хорошую или плохую, важную или незначительную, и сохранять присутствие

в состоянии движущейся волны самой мысли.

Если мысль возникает, а вам не удается пребывать в покое, сохраняя

такое присутствие, поскольку могут последовать другие такие же мысли,

то необходимо уметь заметить