Шейн Джон

Кристалл и путь света

о сущности состояния человека. Поэтому, когда

позднее я по политическим обстоятельствам покинул Тибет и в конце

концов поселился на Западе, в Италии, получив должность профессора

в Восточном институте Неапольского университета, то убедился: хотя

внешние условия и культура здесь и отличаются от тех, которые окружали

меня в Тибете, основополагающее состояние каждого человека всегда

одинаково. Я убедился, что учения Дзогчен не зависят от культуры и их

можно изучать, понимать и практиковать в любом культурном контексте.

Глава 2

ВВОДНЫЙ ОБЗОР: УЧЕНИЕ ДЗОГЧЕН И ТИБЕТСКАЯ КУЛЬТУРА

Если вы даете объяснение Дзогчена

ста людям, которые интересуются,

то этого недостаточно;

но если вы даете объяснение

одному человеку; который не интересуется,

то этого слишком много.

Гараб Дордже.

В наши дни многие люди совершенно не интересуются духовными вопросами,

и такое отсутствие интереса усугубляется общим материалистическим

мировоззрением нашего общества. Если вы спросите их, во что они верят,

то они, скорее всего, ответят, что не верят ни во что. Такие люди

считают, что религия основана на вере, которую они ставят немногим

выше суеверия, считая, что в современном мире она неуместна. Но

Дзогчен нельзя считать религией, в нем не требуется ни во что верить ?

он предлагает человеку наблюдать самого себя и обнаружить свое

истинное состояние.

Как считается в учении Дзогчен, человек функционирует на трех

взаимосвязанных уровнях: тела, речи, или энергии, и ума. Даже тот, кто

утверждает, что ни во что не верит, не сможет сказать, что не верит

в свое собственное тело! Оно составляет опору нашего существа, а

возможности и проблемы тела явно осязаемы. Мы чувствуем холод и голод,

мы страдаем от боли и одиночества, мы проводим большую часть своей

жизни в попытках преодолеть физические страдания.

Уровень энергии, или речь, увидеть не так легко, и не все отдают себе

отчет в его существовании. На Западе о нем не ведают даже большинство

врачей, которые пытаются лечить все болезни исключительно на физическом

уровне. Но если у человека нарушена энергия, то ни его тело, ни

сознание не будут работать правильно. Некоторые болезни, в том числе

рак, вызваны нарушением энергии, и их нельзя вылечить лишь с помощью

хирургической операции или лекарств. Из-за плохой циркуляции энергии

возникают и многие психические болезни, а также некоторые менее

тяжелые душевные расстройства. Обычно наше психическое состояние

бывает очень запутанным и хаотичным, и даже если мы хотим остаться в

покое, нам это не всегда удается ? не позволяет наша расстроенная и

возбужденная энергия. Поэтому для преодоления проблем тела, речи и ума

учение Дзогчен дает конкретные практики, работающие с каждым из этих

трех уровней человека. Эти практики можно объединить с повседневной

жизнью, таким образом изменив все свое восприятие жизни, и тогда

напряженность и беспорядочность сменятся мудростью и истинной

свободой. Учение Дзогчен ? не просто теория, это практика. И, хотя

это Учение ? чрезвычайно древнее, природа тела, речи и ума человека

не изменилась, поэтому Дзогчен и сегодня так же применим к состоянию

человека, как и вчера.

Изначальное состояние

По своей сути Дзогчен ? это Учение об изначальном состоянии бытия,

которое представляет собой изначальную неотъемлемую природу каждого

человека. Войти в это состояние означает ощутить себя таким, каков

ты есть, центром Вселенной, однако речь здесь идет не об обычном

эгоцентризме. Обычное эгоцентрическое сознание и есть та самая клетка

ограниченности и двойственного видения, которая не дает нам вкусить

свою собственную истинную природу ? пространство изначального

состояния. Понять это изначальное состояние означает постичь учение

Дзогчен, а функция передачи учения Дзогчен состоит в том, чтобы

донести это состояние от того, кто его реализовал, ? то есть сделал

реальным то, что было прежде лишь скрытой возможностью, ? тем людям,

которые еще остаются в плену состояния двойственности. Даже само

название Дзогчен, что означает Великое Совершенство, указывает на

самосовершенство этого состояния, изначально чистого в своей основе,

где нечего отвергать или принимать.

Для того, чтобы понять изначальное состояние и войти в него, от нас не

требуется интеллектуального знания, познаний в области культуры или

истории. По самой своей природе оно ? за пределами интеллекта. Тем не

менее,