Шейн Джон

Кристалл и путь света

стоит; когда сидит, полностью

внимателен к тому что он сидит; когда спит, полностью внимателен

к тому что спит; здравствует ли его тело или болеет, он полностью

внимателен к любому состоянию!

Вот как должно быть! Чтобы понять, как можно объединять присутствие

осознанности со всеми действиями повседневной жизни, возьмем, к

примеру ходьбу. Речь идет не о том, чтобы, как только возникнет мысль

о ходьбе, тут же вскочить и в беспамятстве маршировать взад и вперед,

сметая все на своем пути. Совсем наоборот: вставая, вы помните:

Теперь я встаю и не собираюсь отвлекаться во время ходьбы.

Именно так, не отвлекаясь, шаг за шагом вы должны направлять себя с

помощью присутствия осознанности. Точно так же, если вы сидите, то не

должны забывать об осознанности; съедаете ли вы что-то вкусненькое

или выпиваете рюмочку или перебрасываетесь с кем-то парой слов ? во

всем, что бы вы ни делали, важное это дело или не очень, вы должны,

не отвлекаясь, сохранять осознанность.

Поскольку мы так сильно привыкли отвлекаться, трудно зародить это

присутствие осознаности, в особенности если речь идет о тех, кто

только начал практиковать. Но всегда, когда предстоит какая-то новая

работа, сначала приходится учиться. И пусть с первой попытки она вам

не вполне удается, по мере приобретения опыта работа будет мало-помалу

становиться легче. Так и при обучении созерцанию поначалу нужно

поставить перед собой задачу не отвлекаться и неуклонно следить за

этим, затем, насколько возможно, сохранять присутствие осознанности,

а если уж вы отвлечетесь, следует это заметить.

Если вы твердо придерживаетесь своего решения сохранять присутствие

осознанности, то сможете достичь такого уровня, когда уже никогда не

будете отвлекаться. В Дзогчене, учении о спонтанном самосовершенстве,

обычно говорят о самоосвобождении образа видения (воззрения), образа

медитации, образа поведения и плода,*29 но такое самоосвобождение

возникает только благодаря присутствию осознанности.

В частности, самоосвобождение способа поведения, безусловно, не может

возникнуть, если оно не опирается на присутствие осознанности. И

потому если вам не удастся в совершенстве достичь самоосвобождения

своего поведения, вы не сможете преодолеть границу между занятиями

формальной медитацией и своей повседневной жизнью.

Когда мы говорим, что самоосвобождение образа поведения ? важнейший

принцип всей тантры, агамы и упадеши*30 Дзогчена, это весьма радует

современных молодых людей. Но некоторые из них не знают, что истинная

основа самоосвобождения ? присутствие осознанности, а многие, даже

отчасти понимая это теоретически и умея поговорить на эту тему, все

равно этот принцип не применяют.

Если, к примеру, больной прекрасно знает свойства и действие какого-то

лекарства и может со знанием дела дать совет по его применению, но сам

его не принимает, то он никогда не выздоровеет. Так и мы с безначальных

времен страдаем тяжкой болезнью двойственности, и единственным средством

от этой болезни является истинное знание состояния самоосвобождения,

свободное от ограничений.

Когда вы пребываете в созерцании, в непрерывном осознавании истинного

состояния, нет необходимости придавать особое значение своему поведению.

Однако для тех, кто только приступает к практике, нет иного способа ее

освоить, кроме чередования занятий формальной медитацией с повседневной

жизнью. Это объясняется тем, что в нас очень сильна привязанность к

логическому мышлению, к восприятию объектов своих чувств как реально

существующих, а больше всего ? к своему материальному телу из плоти и

крови.

Когда мы размышляем об отсутствии собственной природы, мысленно

обследуя в поисках собственного я свою голову и конечности и

поочередно исключая их как не обладающие этим я, мы можем, наконец,

прийти к заключению, что никакого я нет.

Но это утверждение об отсутствии собственной природы остается всего

лишь знанием, полученным посредством интеллектуального анализа, а

истинного знания отсутствия собственной природы как такового пока

еще нет. И хотя мы благодушно рассуждаем об этом самом отсутствии

собственного я, но случись нам в этот момент наступить ногой на

колючку, мы бы наверняка тут же завопили ой-ой-ой! Это значит, что

мы еще подвержены двойственности и что отсутствие собственного я,

столь громко провозглашенное нашими устами, еще не стало для нас

реально пережитым состоянием. Потому необходимо считать крайне важным

присутствие осознанности, являющееся основой метода самоосвобождения

в повседневном