Шейн Джон

Кристалл и путь света

слова Будды ? лучшее объяснение Дзогчена.

Чодпа ? поведение, или отношение

Последний из трех аспектов пути ? чодпа, что значит поведение, или

отношение, и это очень важный аспект Дзогчена, потому что именно

благодаря ему практика привносится в нашу повседневную жизнь и тем

самым стирается грань между практикой и любой другой деятельностью.

До тех пор, пока вы не сможете жить в состоянии созерцания ? в

самосовершенном состоянии, в котором вы в конце концов самоосвобождаетесь,

подобно тому, как змея распутывает сама себя, ? в поведении необходимо

руководствоваться осознанностью и учиться не отвлекаться. Мы уже

видели, что присутствие осознанности ? это одна из пяти способностей,

необходимых для практики Дзогчена: в каждый момент необходимо

сохранять полное присутствие и внимание.

Тот, кто практикует Дзогчен, может использовать это присутствие

осознанности в повседневной жизни так, чтобы сам яд двойственного

восприятия превращался в способ пребывания в созерцании и выхода за

пределы двойственности. Как текучая вода, замерзая, превращается в

твердый лед, так и свободно текущая изначальная энергия под действием

взаимозависимых причин и следствий ? индивидуальной кармы ? затвердевает,

превращаясь в конкретный, материальный на вид мир. Великое совершенство

поведения практикующего, или чодпа, дает власть над кармическими причинами,

так что они самоосвобождаются в момент своего возникновения.

Первичные и вторичные кармические причины

Первичные кармические причины, благие и неблагие, подобны семенам,

которые способны воспроизводить тот вид растения, от которого они

произошли. Но как семенам для развития необходимы такие вторичные

причины, как свет, влага и воздух, так и первичные кармические

причины, следы прошлых действий, оставшиеся в потоке сознания

человека, нуждаются во вторичных причинах, благодаря которым они

созревают и производят дальнейшие действия или ситуации того же рода.

Благодаря постоянной осознанности практикующий может работать с

вторичными причинами, проявляющимися в виде окружающих его условий

повседневной жизни, не позволяя отрицательным первичным причинам

давать плоды и одновременно способствуя развитию положительных причин,

и в конце концов достичь такого состояния, где можно избежать любой

обусловленности каким бы то ни было переживанием, благим или неблагим,

обретя полное освобождение от обусловленного бытия.

Три фактора, создающие первичную кармическую причину

Чтобы любое действие тела, речи или ума созрело в первичную

кармическую причину, способную обусловить человека и дать полное

кармическое следствие, должны иметь место все три следующих аспекта:

во-первых, намерение совершить действие, затем, само действие и,

наконец, удовлетворение от совершенного действия.

Практик может выйти за пределы двойственного уровня обусловленной

кармы, где все разделяется на благое и неблагое, и совершать такие

поступки, которые с двойственной точки зрения обычного кармического

восприятия кажутся выходящими за рамки приличий. Однако это вовсе

не означает, что любой практикующий Дзогчен человек должен жить, как

известный тибетский йогин, безумный мудрец Другпа Кунлэг*22 о котором

рассказывают так много интересных, но порой забавно-непристойных

историй. Он был выше двойственности, а тот, кто на самом деле выше

всяких ограничений, не всегда ведет себя так, как ожидают от него

другие. Но это не имеет ничего общего с распущенностью, то есть с

отвлечением. Дзогчен ? Великое Совершенство ? практика недвойственного

созерцания, проявляющаяся как спонтанная жизнь, наслаждающаяся игрой

собственной энергии, диаметрально противоположен отвлечению, царящему

в обычной жизни. Дзогчен ? это вовсе не вседозволенность, и потому

в нем постоянно должна присутствовать осознанность. Но здесь речь

опять-таки идет не о жизни, регулируемой правилами. Осознанность ? вот

единственное правило Дзогчена! Или, может быть, лучше сказать, что в

Дзогчене осознанность заменяет все правила, потому что практикующий

Дзогчен не только никогда и ни к чему себя не принуждает, но и не

подчиняется зависимости от чего-либо внешнего.

Это не означает, что человек, практикующий Дзогчен, не проявляет

никакого уважения к правилам, по которым живут другие люди. Суть не

в том, чтобы поступать наперекор всем, используя Дзогчен в качестве

оправдания, ? ведь осознанность подразумевает, что вы осознаете все,

включая и нужды других людей. И пусть даже существует абсолютное

состояние,