Шейн Джон

Кристалл и путь света

которое выше добра и зла, тем не менее, пока мы не свободны

от двойственности, для нас продолжает существовать относительное

состояние, и это мы тоже должны осознавать. Ведь можно жить, уважая

внешние условия, и, тем не менее, не впадая в зависимость от них.

Вот что означает осознанность, и именно в этом заключается принцип

поведения, или чодпа, практика Дзогчена.

Не следует обусловливать себя и самими Учениями. Ведь цель Учений ?

сделать вас более независимыми, а не наоборот. Поэтому учитель

Дзогчена всегда старается помочь ученику стать более самостоятельным

в истинном смысле этого слова, окончательно выйти из всех клеток. И

поэтому, хотя Учитель благодаря своей более высокой ясности способен

давать ученикам советы даже по самым мелким вопросам повседневной

жизни, он всегда будет стараться помочь им научиться наблюдать самих

себя и принимать решения, исходя из собственной осознанности.

Разумеется, Учителями могут быть и женщины. Когда мне было четырнадцать

лет, я провел два месяца с великим учителем Аю Кадро, которая жила

на расстоянии нескольких дней пути верхом от моей монастырской школы.

Поскольку было известно, что она реализовала практику Ваджрайогини

и потому была воплощением этой дакини, во время каникул меня послали

попросить у нее посвящение Ваджрайогини. Она была уже очень стара и

вовсе не знаменита. Более пятидесяти лет она прожила в полной темноте

в небольшом домике, занимаясь практикой янгтиг, которая дает возможность

человеку, уже способному пребывать в состоянии созерцания, достичь

полной реализации благодаря развитию внутреннего света и ясности видения.

Когда я оказался в доме Аю Кадро, то убедился, что она видит в темноте

так же хорошо, как и при свете. Хотя жившая с ней женщина зажгла ради

меня несколько масляных светильников, было ясно, что сама Аю Кадро

в них не нуждается. При свете я разглядел черты этой удивительной

женщины. Ее длинные волосы, заплетенные в косы, спускались ниже пояса;

от корней до плеч они были седыми, а дальше, до самых кончиков,

оставались черными. Их явно никогда не стригли.

Сначала Аю Кадро отказалась дать мне посвящение, которое я просил,

говоря, что она всего лишь бедная старуха, ничего не смыслящая в

Учении, однако предложила нам расположиться на ночлег поблизости. Той

ночью она видела благоприятный сон, в котором ее Учитель наказал ей

дать мне посвящение, и потому утром она прислала свою помощницу с

завтраком для моей матери и сестры и с приглашением посетить ее для

меня. В течение последующих недель она передала мне много Учений,

включая полную практику янгтиг, и поэтому я почитаю ее одним из своих

главных Учителей. Пока я жил у нее, она, отвечая на мои расспросы,

поведала мне историю своей жизни, которую я позднее записал.*23

Итак, чодпа, или поведение человека, практикующего Дзогчен,

подразумевает, что вы пребываете в состоянии присутствия осознанности

в любой момент своей жизни и не позволяете уму блуждать, следуя за

потоком мыслей о прошлом, беспокоясь о настоящем и мечтая о будущем.

Это не означает, что нельзя ничего планировать: вы проявляете внимание

к вторичным причинам, когда они возникают, и относитесь к ним без

лишних волнений, в отличие от отца Знаменитой Луны ? незадачливого

героя тибетской народной сказки, которая прекрасно показывает, что

происходит, когда человеку недостает присутствия.

В этой сказке говорится, что некогда жил один человек, такой бедный,

что добывал себе пропитание, ходя по домам людей, более удачливых, чем

он, и выпрашивая у них зерно. Однажды ему повезло: он получил очень

много зерна и вернулся домой счастливый. Дом у него был совсем

маленький, и в нем водилось много мышей, поэтому он решил подвесить

зерно к балке, чтобы мыши его не съели. Потом он улегся спать под этим

мешком: другого места в тесном домишке не было. Он никак не мог уснуть

и начал строить планы,

Все зерно я есть не буду; ? думал он, ? оставлю часть на семена,

посею их и выращу зерна побольше. Через год у меня будет десять

мешков, а еще через год ? сотня. Бедняк все мечтал, как год от года

мешков у него будет все больше и, наконец, он разбогатеет. Потом он

подумал: В этой лачуге я жить больше не буду ? построю себе дворец

и заведу слуг, чтобы они все за меня делали. Найду жену-красавицу и,

конечно, у нас пойдут дети. Первым, уверен, у нас родится сын, только

как его назвать? И он лежал, пытаясь придумать имя для своего

будущего сына. Перебрал множество имен, но ни одно ему не понравилось.

Наконец на темном небе