Шейн Джон

Кристалл и путь света

Тело

Ваджрным Телом называют тело человека с его внутренней мандалой, или

системой тонкой энергии, когда она служит опорой практики для достижения

реализации.

Внутренняя мандала складывается из трех составляющих. Во-первых,

это текучая тонкая жизненная энергия тела, связанная с дыханием. На

санскрите она называется прана, а по-тибетски лунг. Во-вторых, это

тонкие токи праны (санскр. нади, тиб. ца), из которых одни циркулируют

в реальных физических каналах, а другие ? нет. И, в-третьих, это тонкая

энергия в своей сущностной форме, которая по-тибетски называется

тиглэ, а на санскрите ? кундалини, или бинду. Тиглэ и лунг ? это не

две разные вещи: одно есть сущность другого. Именно работа с внутренней

мандалой делает тантрийские практики пути преображения более быстрым

путем к реализации, чем методы Сутры. Со многими тантрами Маха-йоги,

в которых имеются разнообразные практики херук (мужских гневных

йидамов), связаны различные виды янтры.

Главное назначение янтра-йоги состоит в том, чтобы овладеть праной,

жизненной энергией тела, используя систему связанных с процессом

дыхания движений, или янтр, необходимых для управления праной, ее

упорядочивания и развития, а также посредством асаны, или позы,

неотделимой от движения, привести в действие тиглэ, или кундалини,

жизненную сущность.

Именно из внутренней мандалы, или системы тонкой энергии, развивается

физическое тело. После зачатия поток тонкой энергии вдыхает жизнь

в материальный зародыш в материнском чреве и делает возможным его

развитие, а потому правильный рост зародыша зависит от упорядоченного

течения тонкой энергии. Здоровье человека также зависит от правильной

циркуляции праны и уравновешенности элементов. Поэтому дополнительное

назначение янтра-йоги ? поддерживать здоровье человека.

Каналы и чакры

В соответствии с Тантрой, внутренняя мандала состоит из семидесяти

двух тысяч тонких каналов, или нади. Среди них есть главные и

второстепенные каналы, которые разветвляются и переплетаются, образуя

древовидную систему, где имеется главный ствол и отходящие от него все

более тонкие корни и ветви. Те точки, где тонкие каналы сходятся, как

спицы во втулке колеса, называются чакрами. Их тоже очень много, но

главные из них расположены по ходу центрального канала, который похож

на главный ствол дерева. Сущность праны-кундалини, или тиглэ, сосредоточена

в этих главных чакрах, в тонком канале внутри позвоночного столба,

называемого гюнгпа. В пупочной чакре соединяются шестьдесят четыре

канала, в сердечной ? восемь, в головной ? тридцать два, а в горловой

? шестнадцать.

По бокам от центрального канала, или ума, расположены два других

главных канала, правый и левый, называемые рома и кянгма, или

солнечный и лунный каналы. Они соединяются с ума в точке, расположенной

на четыре пальца ниже пупка, а затем расходятся и идут параллельно ему

вверх, у макушки изгибаются, следуя изгибу черепа, а потом идут вниз и

соединяются с правой и левой ноздрями. Эти три главных канала подробно

показаны на фресках тайного храма пятого Далай-ламы.

В наставлениях по практикам, относящимся к разным тантрам, указывается

разное число чакр. Это не означает, что существует какое-то несоответствие

или противоречие. Все тантры имеют единое представление о системе тонкой

энергии. Но разные практики ставят перед собой разные цели. Для достижения

таких целей вводятся в действие разные каналы и чакры, и в каждой

конкретной практике описываются только те каналы и чакры, которые

необходимы и характерны для данной практики. Если этого не учитывать,

может показаться, что в разных тантрах по-разному рассматривается сама

природа тонкой энергетической системы.*

________________

* Та традиция янтра-йоги, которую передаю я, была принесена в Тибет

одной из первых. Она связана с херукой Нгондзогом Гелпо и носит

название Соединение солнца и луны.*20 Это название подразумевает

воссоединение солнечной и лунной энергий тонкой энергетической

системы. Вайрочана, великий тибетский переводчик, ученик Падмасамбхавы

и Хумкары,*21 записал ее в восьмом веке н.э. ? с тех пор и до наших

дней в провинции Кам в Восточном Тибете сохраняется непрерывная линия

ее передачи. Я получил эту передачу от прямых учеников Адзома Другпа.

Поскольку прана и ум связаны, то прана подчиняется уму, если ее

направляет сосредоточение: прана собирается там, где ее концентрирует

ум. И наоборот, благодаря работе с праной, используя строго определенную

систему дыхания и связанных с дыханием