Шейн Джон

Кристалл и путь света

чиновник приехал и обнаружил, что дом заперт. Когда он

все же проник туда, то увидел тело Тогдэна на сиденье для медитации,

но это тело сжалось до размеров младенца. Чиновник встревожился: как

объяснить такое китайскому начальству? Он боялся, что власти могут

подумать, будто он помог Тогдэну бежать, поэтому он тотчас же бросился

докладывать о произошедшем. Когда же через несколько дней он вернулся

в этот дом с высокими чинами районного правительства, тело Тогдэна

полностью исчезло. Остались только волосы и ногти. Когда озадаченное

начальство потребовало объяснений, тибетский чиновник смог только

вымолвить, что когда-то он слышал, будто в древних священных текстах

говорилось о йогинах, достигших так называемого Тела Света, но сам он

не думал, что такое бывает.

Это событие произвело на него такое впечатление, что у него появился

сильный интерес к духовным вопросам, и при первой же возможности он

пешком ушел в Непал, где надеялся найти Учение и практику. Там я его

и встретил. Весть о достигнутой дядей реализации произвела на меня

глубокое впечатление. Зная, что в ранние годы он страдал психическим

заболеванием, я не ожидал, что он столь многого достигнет за одну

жизнь. Его пример показывает, что это доступно каждому человеку.

Если снова воспользоваться сравнением с зеркалом, то реализация Тела

Света означает, что человек, который ее обрел, больше не находится

в состоянии отражений, а погружается в состояние самого зеркала,

в природу и энергию зеркала. Зная, что наша собственная энергия

проявляется как данг, ролпа и цел, можно полностью воссоединить

свою энергию, вплоть до уровня конкретного материального бытия.

Это достигается или благодаря Лонгдэ, в котором видение возникает в

результате практики четырех да, или благодаря практике четырех светов,

которая влечет за собой возникновение четырех видений тодгэл. Они

развиваются во многом так же, как и видения Лонгдэ. Первое из них

называется видение Дхарматы (или сущности реальности), второе ?

это дальнейшее развитие первого, третье ? его созревание, а четвертое

? исчерпание бытия. Если человек вступил на третий уровень этих

видений при жизни, что подтверждается определенными признаками, то в

момент смерти его тело постепенно исчезает, становясь светом. Вместо

обычного разложения на составляющие его элементы, оно растворяется в

сущности этих элементов, которая есть свет. Этот процесс может занять

более семи дней. Такова реализация, которую обрели такие Учителя,

как Гараб Дордже. От физического тела остаются лишь волосы и ногти,

которые считаются нечистотами тела. Все остальное растворяется в

сущности составляющих тело элементов.

О практикующем, который проявил такую реализацию, нельзя сказать, что

он умер в обычном смысле этого слова, потому что в Теле Света он

сохраняет активность. Активность такого существа направлена на благо

других, а реально видеть его может тот, кто обладает достаточной

ясностью.

Практикующий же, достигший совершенства и полноты четвертого уровня

видений тодгэл, не проявляет никаких признаков физической смерти и

совершает пресуществление при жизни, постепенно становясь незримым

для людей с обычным кармическим видением. Этот уровень реализации

называется Великий Перенос, и такую реализацию проявили Падмасамбхава

и Вималамитра. В сущности, и Великий Перенос, и Тело Света ? одно и

то же, разве что при Великом Переносе реализация наступает раньше.

Эти два способа реализации свойственны практике Дзогчен.

Полная реализация

Обычные существа перерождаются без выбора, вследствие своей кармы,

которая вынуждает их принять тело, соответствующее причинам,

накопленным в бесчисленных прошлых жизнях. Полностью реализовавшее

существо свободно от круговорота обусловленных причин и следствий.

Однако оно может проявляться в телесном облике ради блага других. И

Тело Света, и Радужное Тело Великого Переноса ? это феномены, которые

могут проявлять активность для общения с теми, кто имеет достаточную

ясность видения, чтобы их воспринимать. А чтобы помочь тем, кто не

имеет таких способностей, полностью реализовавшее существо может

являться в обычном материальном теле ? так поступили, например, Гараб

Дордже и Будда Шакьямуни. Такое тело называется Нирманакайей: кайя на

санскрите означает тело или измерение, а нирмана ? проявление.

Итак, полностью реализовавшее существо может по своему усмотрению или

проявить Тело Света, или добровольно воплотиться в обычном материальном

теле в измерении грубой