Шейн Джон

Кристалл и путь света

когда укрылся от снежной бури,

забравшись в обыкновенный рог яка, лежавший на земле. Предание гласит,

что ни рог яка не стал больше, ни Миларэпа ? меньше. Другой пример

проникновения в сущность реальности, запредельной по отношению к нашим

обычным ограничениям, можно извлечь из высказывания Будды о том, что в

одном атоме столько же будд, сколько во всей вселенной атомов. Мы не в

состоянии постичь смысл этого высказывания, опираясь на свои обычные

умственные представления, и потому называем такие вещи сверхъестественными,

но реальность именно такова, ? просто мы не привыкли видеть ее такой,

как она есть. Когда человек по-настоящему обретает способность проникать

в то, что есть, это называется истинной мудростью чудотворства.

Так могут проявляться признаки продвижения по Пути, хотя и необязательно

в строго определенном порядке.

Полное воссоединение субъекта и объекта

Мы подошли к шестой, относящейся к Плоду, способности, которая

называется тротрэл (spros bral), что означает вне умозрительных

понятий или подобная небу. Она заключается в полном воссоединении

субъекта и объекта и представляет собой особый метод Дзогчена,

позволяющий обрести полную реализацию в течение жизни посредством

овладения своей энергией и способом ее проявления.

Все методы разных путей: методы Сутры и всех уровней Тантры, а также

Дзогчена ? ведут к полной реализации, Плоду. Такая реализация есть

полное освобождение от обусловленного бытия и выход в состояние бытия,

где присутствует абсолютное владение всеми явлениями, и для каждой

способности характерно совершенное всеведение. Но в учении Сутры

указывается, что для достижения этого состояния ее методами требуются

многие кальпы, а методы низших Тантр, хотя и действуют быстрее, также

требуют многих жизней. Высшие Тантры, как и Дзогчен, дают возможность

обрести полную реализацию в течение одной жизни, но методы Дзогчена ?

более прямые, даже по сравнению с методами высших Тантр. Достижение

видения в Лонгдэ или реализация практики тодгэл ? высшего тайного

учения Дзогчена ? дает практикующему возможность быстро разрубить

узел обусловленного бытия, а поскольку при этом достигается полная

реализация, то физическое тело растворяется в сущности составляющих

его элементов, то есть в свете.

Внутренний йинг и внешний йинг

Чтобы завершить такую реализацию, объединяют сэмнид, что означает

природа ума и иначе называется внутренний йинг, и чонид, что

означает состояние бытия и иначе называется внешний йинг. То и

другое называется йинг (пространство, измерение, санскр. дхату),

и это свидетельствует о том, что они изначально обладают одной и той

же природой. Бытие никоим образом не устраняется, ? скорее, с точки

зрения Дзогчена, можно сказать, что человек есть центр вселенной в

том смысле, что личность как микрокосм является полным отражением

вселенной как макрокосма. Коренная природа одного есть коренная

природа другого. Реализуя себя, вы реализуете коренную природу

вселенной. Существование двойственности ? это лишь иллюзия, и когда

такая иллюзия преодолена, реализуется, то есть становится реальным,

изначальное единство собственной природы и природы вселенной.

Благодаря воссоединению внутреннего йинг и внешнего йинг можно

проявить Тело Света. Если другие упомянутые выше пять нгонше были

знаками продвижения по Пути, то это шестое нгонше ? уже Плод.

Тело Света

Радужное Тело ? по-тибетски джалу, или Тело Света, ? которое

обретают в итоге практики Дзогчена, отличается от Иллюзорного

(майического) Тела, гюлу (sgyu lus), плода практики высших Тантр.

Иллюзорное Тело, гюлу, основано на тонкой пране, а поскольку, с

точки зрения Дзогчена, прана принадлежит к относительному измерению,

то гюлу не считается полной реализацией.

Джалу, или Тело Света, ? это излюбленный способ реализации, который

проявляли Учителя как Лонгдэ, так и Мэннгагдэ, и эта традиция с

незначительными перерывами продолжается вплоть до настоящего времени.

Обрел этот уровень реализации и учитель моего учителя Чангчуба Дордже.

Чангчуб Дордже сам присутствовал при этом, следовательно, достоверность

таких сведений неоспорима. Мой учитель рассказывал мне, как его учитель

Нягла Падма Дуддул созвал всех своих учеников: и тех, кто был далеко,

и тех, кто был близко, и объявил, что хочет передать кое-какие Учения,

которые до сих пор не давал полностью. Он передал эти Учения, а потом

они больше недели делали ганапуджу Ганапуджа ? это великолепный способ

устранения помех между