Шейн Джон

Кристалл и путь света

способность самоосвобождения, называется рангдрол,

что означает самоосвобождение само собой, и здесь приводится

сравнение с тем, как быстро и непринужденно расплетает свои кольца

свившаяся змея. Это совершенно недвойственное и мгновенное

самоосвобождение. При этом разделение на субъект и объект исчезает

само собой, и запертая клетка, западня индивидуального я, вашего

привычного видения, распахивается в необъятный простор того, что есть.

Птица, наконец, свободна, и ничто не мешает ей лететь. В этом просторе

вы можете без всяких ограничений наслаждаться танцем и игрой энергий.

Развитие такого видения сравнивают с лесным пожаром: оно длится, пока

чувство субъекта не угаснет само собой. Человек переживает изначальную

мудрость, пребывая в которой он мгновенно распознает пустоту объекта,

тождественную пустоте своего собственного состояния. Единство пустоты

и видения, присутствие Состояния и пустоты ? все это переживается

одновременно. И тогда можно говорить об одном вкусе ? пустоте, ? как

субъекта, так и объекта. Двойственность полностью преодолена. Субъект

и объект не прекращают своего существования, но, благодаря постоянному

присутствию созерцания и практике самоосвобождения, вы избавляетесь от

ограничений двойственности. Именно об этом состоянии говорится в

последней строфе Шести Ваджрных Строф:

Если видишь, что все изначально самосовершенно,

исцеляется болезнь ? стремление чего-то достигать,

и, когда просто остаешься в естественном состоянии как оно есть,

присутствие недвойственного созерцания непрерывно возникает само собой.

Теперь, когда это переживание углубляется, приближаясь к реализации,

может начаться проявление конкретных способностей. Однако, чтобы

разобраться в этих способностях, следует понять, что иллюзию

двойственности поддерживает наличие в процессе чувственного восприятия

двух полюсов ? субъекта и объекта, ? которые представлены с одной

стороны шестью чувствами, а с другой ? шестью объектами чувств. Это

означает, например, что способность видеть неотрывна от того, что

воспринимается как видимый образ, а восприятие видимого образа

возникает вместе со способностью видеть. Этот анализ можно применить

и к остальным чувствам: взаимозависимо возникают слух и звук и

так далее, вплоть до последней из шести пар ? взаимозависимого

возникновения ума и бытия, взаимозависимого возникновения ума и того,

что человек переживает как реальность. Благодаря пониманию такого

взаимозависимого возникновения каждого из чувств и соответствующего

ему объекта можно понять, каким образом иллюзия двойственности

поддерживает сама себя, когда применительно к каждому из чувств

субъект непременно предполагает объект, а объект непременно

предоплагает субъект, и в конечном счете все чувства, включая ум, все

вместе создают иллюзию внешнего мира, отдельного от воспринимающего

субъекта. Но лучший способ это понять ? понаблюдать за самим собой

и, проследив за своим умом на практике, увидеть, как подобно волнам

возникают мысли и как действуют чувства по отношению к чувству

собственного я.

Как сказал сам Будда Шакьямуни,

Погрузиться в созерцание на время,

которое понадобится муравью,

чтобы проползти от кончика носа до переносицы, ?

значит приблизиться к реализации больше,

чем за целую жизнь, проведенную в

накоплении благих деяний.

По мере развития практики все мысли и ощущения, воспринимаемые всеми

чувствами, самоосвобождаются. Иллюзия двойственности устраняется, и

тогда благодаря объединению субъекта и объекта у практикующего могут

проявиться пять нгонше, т. е. пять высших видов знания. Они ? не

самоцель, но возникают сами собой как следствие продвижения в практике.

Первое из них ? нгонше глаз, зрения. Оно называется мудрость зрения

божеств, или видение глазами божеств, поскольку обычно мы считаем

божеств существами, чьи способности больше наших. Это означает, например,

что у вас появляется способность видеть предметы независимо от расстояния.

Можно видеть даже то, что для обычного зрения было бы закрыто другими

предметами.

Существует такая же способность слуха ? мудрость слуха, или слышание

ушами божеств. Независимо от расстояния можно слышать любые звуки ?

громкие, тихие, какие угодно.

Третья способность ? это знание мыслей других существ, иными

словами, способность читать чужие мысли. Человек слагается из тела,

речи и ума. То, что он видит глазами ? это физический облик, или тело,

способность же слышать связана с речью, энергией, звуком. Тело и речь

более