Шейн Джон

Кристалл и путь света

которых состоит и тело человека, и все материальное

измерение. И потому вселенная понимается как самопроизвольно возникающая

игра энергии изначального состояния, которой, как таковой, может

наслаждаться человек, пребывающий в единстве со своим сущностным,

неотъемлемым свойством в самоосвобождающем, самосовершенном состоянии,

состоянии Дзогчен. Если же из-за коренной ошибки в восприятии

реальности человек впадает в двойственность, то изначальное сознание,

которое в действительности есть источник всех проявлений, обманывается

своими собственными проекциями, и человек принимает их за внешнюю

реальность, существующую отдельно от него самого. От этой коренной

ошибки восприятия происходит все многообразие страстей, которые

непрерывно обрекают человека на двойственность.

Объясняя Основу, Путь и Плод, учение Дзогчен ставит целью показать,

как возникает иллюзия двойственности, как ее можно устранить и что

переживает человек, когда она бывает устранена. Но все примеры,

используемые для объяснения природы реальности, могут только частично

достичь этой цели, потому что она сама по себе ? за пределами слов и

понятий. Как сказал Миларэпа, мы можем говорить, что коренная природа

ума подобна пространству потому что и то, и другое ? пусто, но ум

осознает, а пространство ? нет. Реализация ? это не знание о вселенной,

а живое переживание природы вселенной. Пока у нас не будет такого

живого переживания, мы будем продолжать опираться на примеры,

будем зависеть от их ограниченности. Допустим, я пытаюсь дать вам

представление о неком неведомом предмете. Я могу сказать, что этот

предмет ? белый и круглый, и тогда вы составите о нем определенное

мнение, а на следующий день вы, возможно, услышите другое его описание

от другого человека, который его видел, и тогда вы измените свое

мнение в соответствии с новым описанием, полагая, что этот предмет ?

скорее овальный, чем круглый, и скорее перламутрового цвета, чем

белого. Выслушав пятьдесят описаний, вы так и не узнаете об этом

предмете больше, а только будете менять свое представление о нем после

каждого очередного описания. Но если однажды вы сами увидите этот

предмет, то наверняка будете знать, на что он похож, и поймете,

что все описания были верными лишь отчасти и что ни одно из них не

передавало природу этого таинственного предмета целиком. Точно так же

обстоит дело с любым описанием Основы, изначального состояния, которое

остается истинным неотъемлемым состоянием человека, изначально чистым,

даже если оно и погрязло в двойственности и опутано страстями.

Теперь, рассмотрев смысл слова Основа, как он понимается в учении

Дзогчен, мы можем приступить к выяснению того, как эта Основа

проявляется с одной стороны как человек, а с другой ? как вселенная,

которую он воспринимает. На всех уровнях человек рассматривается как

совокупность тела, речи и ума. Совершенное состояние каждой их этих

составляющих символизируют тибетские слоги ОМ, А и ХУМ. Тело включает

в себя все материальное измерение человека, в то время как речь ? это

жизненная энергия тела, на санскрите называемая прана, а по-тибетски

лунг, циркуляция которой связана с дыханием. Под умом имеется в виду и

рассудочное мышление, и Природа мысли, которая находится за пределами

интеллекта. Тело, речь и ум обычного человека настолько обусловлены,

что он целиком находится в плену двойственности. Такое двойственное

восприятие реальности называется нечистым, или кармическим видением,

так как оно обусловлено кармическими причинами, постоянно проявляющимися

как следствие прошлых деяний. В результате человек живет, запертый

в мире своих ограничений, словно птица в клетке. О реализовавшем же

существе, которое находится за пределами двойственности и проявило

скрытое состояние Основы, говорят, что у него чистое видение.

Обладая совершенной ясностью чистого видения изначального состояния,

реализовавшие существа совмещают прямую передачу своего состояния, в

котором они пребывают, с устными объяснениями Основы. В этих объяснениях

они показывают, как основополагающий принцип бытия, переживаемый

личностью, действует в аспекте так называемых Трех Мудростей: Сущности,

Природы и Энергии, ? а для иллюстрации этого приводятся примеры

зеркала, кристалла и хрустального шара.

Тот аспект Основы, который называют Сущностью, ? это его пустотность.

Говоря конкретно, это означает, что если, например, заглянуть в свой

собственный ум, то можно постичь пустотность любой возникающей мысли

в трех временах: прошлом, настоящем