Даниил Андреев

Роза Мира (Часть 1)

отношения к

строгой науке. Естественно, что на таких шатких, субъективных,

действительно псевдонаучных основаниях возникали лишь учения

классового, расового, национального и партийного эгоизма, то

есть как раз те, чье призвание заключается в оправдании

диктатур и войн. Низкий уровень духовности - отличительная

черта подобных учений. Следовательно, искомая этическая

инстанция может быть построена на основе не так называемого

научного мировоззрения - такого, в сущности, и не существует, -

а на приобщении к духовному миру, на восприятии лучей, льющихся

оттуда в сердце, разум и совесть, и на осуществлении во всех

сферах жизни завета деятельной и творческой любви. Нравственный

уровень, вполне отвечающий перечисленным признакам, называется

праведностью.

Распространен еще и другой предрассудок: взгляд на религию

как на явление, реакционное по своему существу, а тем более в

нашу эпоху. Но говорить о реакционности или устарелости религии

вообще, безотносительно к ее конкретным формам, так же

бессмысленно, как доказывать реакционность искусства вообще или

философии вообще. Тот, кто мыслит динамически, кто видит

эволюционирующие ряды фактов и процессы, которыми формируются

эти ряды, тот сумеет и в искусстве, и в религии, и в любой

области человеческой деятельности разглядеть наличие

реакционных и прогрессивных форм. Реакционных форм религии

можно встретить сколько угодно и даже больше, чем нам хотелось

бы, но это не имеет никакого касательства к той рождающейся

религии итога, которой эта книга посвящена. Ибо в нашем

столетии не было и нет ни более прогрессивных целей, ни более

прогрессивных методов, чем те, которые слиты воедино с этой

религией. Что же до претензий научного метода на некое

верховенство, то научный метод столь же бессилен вытеснить из

жизни методы художественный и религиозный в широком смысле

слова, как и его самого не могла в свое время вытеснить

агрессивная религиозность. Потому что методы эти различествуют

между собой не только в том, как, но и в том, что ими

познается. В прошлом столетии, под впечатлением стремительного

прогресса в науке и технике, пророчили гибель искусства.

Прошито сто лет, и соцветие искусств не только не погибло, но

обогатилось еще одним: искусством кино. Сорок или тридцать лет

назад многим в России казалась неизбежной гибель религии

вследствие прогресса научного и социального. И однако же

соцветие религий не только не погибло, несмотря на все

средства, ради этого мобилизованные, но именно под влиянием

научного и социального прогресса обогащается тем, что сделает

мировую религиозность вместо сочетания разрозненных лепестков

целокупным и единым духовным цветком - Розою Мира.

Из всего вышесказанного вытекает, что религиозное

движение, которое включит в свое миросозерцание и практику

положительный опыт человечества, а из отрицательного сделает

выводы, требующие слишком много мужества и прямоты, чтобы быть

сделанными на путях других течений общественной мысли;

движение, которое ставит своими ближайшими целями

преобразование государства в братство, объединение земли и

воспитание человека облагороженного образа; движение, которое

предохранит себя от искажения идеала и методики нерушимой

броней высокой нравственности, - такое движение не может не

быть признано прогрессивным, перспективным и творчески молодым.

Броней нравственности! Но на каких основах может создаться

такая нравственность? Я говорил о праведности. Но разве не

утопия праведность целых общественных кругов, а не единиц?

Следует уточнить, что понимается здесь под праведностью.

Праведность не есть непременно плод монашеской аскезы.

Праведность есть высшая ступень нравственного развития

человека; тот, кто ее превысил, - уже не праведник, а святой.

Формы же праведности разнообразны; они зависят от времени,

места и человеческого характера. Можно сказать обобщенно:

праведность - в негативном аспекте - есть такое состояние

человека, устойчивое и оканчивающееся только с его смертью, при

котором его воля освобождена от импульсов себялюбия, разум - от

захваченности материальными интересами, а сердце - от кипения

случайных, мутных, принижающих душу эмоций. В позитивном же

аспекте - праведность