Даниил Андреев

Роза Мира (Часть 1)

этому пути. Ныне освоение этой методики затруднено до

предела, а в некоторых странах практически невозможно совсем.

Но нет оснований думать, что таким медленным и трудоемким этот

путь останется навсегда: арелигиозная эра - не бесконечна, мы

живем в ее конце. Трудно представить себе что-нибудь столь же

тяжеловесное, несовершенное, грубое и жалкое, чем достижения

современной техники в сравнении с достижениями той методики, о

которой я говорю. Если бы на ее развитие и усвоение были бы

брошены такие средства и такие неисчислимые людские резервы,

какие ныне поглощены развитием методики научной, - панорама

человеческой жизни, нашего творчества, знаний, общественного

устройства и нравственного облика изменилась бы в самых

основах. Психологический климат эпохи Розы Мира создаст для

развития именно этой методики такие благоприятные условия, как

никогда. Но это - дело будущего, и притом не слишком близкого.

А пока это не стаяло настоящим, нам предстоит пользоваться в

основном иною методикой, гораздо менее совершенной, не ведущей

далеко, но повсеместно господствующей теперь.

Отсюда и общее отношение Розы Мира к науке и технике на

текущем историческом этапе. Кропотливо накапливая факты, выводя

из них кое-какие закономерности, не понимая ни природы их, ни

направленности, но овладевая ими механически и при этом будучи

не в силах предугадать, к каким изобретениям и социальным

потрясениям приведут ее открытия, - наука давно доступна всем,

независимо от морального облика каждого. Результаты - у нас

перед глазами и у нас над головой. Главный из них тот, что ни

один человек на земле не гарантирован, что в любую минуту на

него и на его сограждан не будет сброшена высокоинтеллигентными

умами водородная бомба или другое, еще более ошеломляющее

достижение науки. Естественно поэтому, что одним из первых

мероприятий Розы Мира после ее прихода к контролю над

деятельностью государств будет создание Верховного ученого

совета - то есть такой коллегии, которая выделится внутренними

кругами самой Розы Мира. Состоящий из лиц, сочетающих высокую

научную авторитетность с высоким нравственным обликом, Совет

возьмет под свой контроль всю научную и техническую

деятельность, направив свою работу по двум путям: планирующему

и оберегающему.

Все, что относится к обереганию жизненных интересов

человечества, представляется в общем достаточно ясным, во

всяком случае в своих принципах, и вряд ли на этом нужно

останавливаться здесь. Что же касается проблем, связанных с

обереганием интересов животного и растительного царств, то они

будут освещены в соответствующих разделах книги, посвященных

животному миру и мирам стихиалей. Потому что это - едва ли не

единственная область, в которой воззрения Розы Мира и взгляды

большинства современных ученых не могут быть примирены.

Впрочем, это противоречие затрагивает не какие-либо выводы

науки, а лишь некоторые из ее частных практических методов,

которые не только в глазах Розы Мира, но и в глазах почти

любого религиозно-нравственного учения и даже почти любого

гуманного человека несовместимы с элементарными требованиями

добра.

Кроме этих чисто методологических противоречий, между

Розой Мира и наукой никаких точек столкновения нет и не может

быть. Им негде сталкиваться. Они о разном. Не случайно,

вероятно, то обстоятельство, что большинству крупных ученых XX

века их научная эрудированность не мешала обладать личной

религиозностью, не мешала им разделять и даже создавать яркие

спиритуалистические системы философии. Эйнштейн и Планк, Павлов

и Лемэтр, Эддингтон и Милн, каковы бы ни были области их

научных изысканий, оставались каждый по-своему глубоко

верующими людьми. Разумеется, я не принимаю при этом во

внимание русских ученых советского периода, некоторые из коих

вынуждены были заявлять о своем материализме не из философских

соображений, а в силу совершенно иных причин, для всякого

понятных. Оставим же в покое философию и политику: в чисто

научных областях Роза Мира не утверждает ничего из того, в чем

наука имеет право на отрицание. Налицо другое: о тех

реальностях, которые утверждает Роза Мира, наука пока молчит.

Но и это - явление недолговременное. Что же касается

социальных, культурных, этических