Даниил Андреев

Роза Мира (Часть 1)

- с природой нашего слоя и других

слоев Шаданакара, а вселенского - со Вселенной. Таким образом,

те явления, которые я назвал трансфизическими странствиями и

встречами, могут быть, в зависимости от своего содержания,

отнесены либо к метаисторическому роду познания, либо к

трансфизическому, либо ко вселенскому.

После этой небольшой оговорки ничто уже не препятствует

перейти к рассмотрению двух остальных родов религиозного

познания, - но, разумеется, только в тех их вариантах, которые

знакомы лично мне.

ГЛАВА 2. НЕМНОГО О ТРАНСФИЗИЧЕСКОМ МЕТОДЕ

Казалось бы, отношение людей к природе бесконечно

разнообразно, индивидуально, а иногда и внутренне антиномично.

Но если проследить эволюцию этого отношения во всеобщей истории

культуры от изобретения письменности до наших дней, можно

обнаружить несколько типов его, лучше сказать - фаз. Я позволю

себе здесь весьма упрощенно, в самых общих чертах, наметить

три-четыре очень важные фазы так, как они мне представляются.

Это не подлинная картина того, как эго отношение изменялось в

культурах и веках, а лишь несколько грубых мазков, назначение

которых скорее в том, чтобы ввести читателя внутрь проблемы,

нежели в создании у него исторической перспективы по этому

вопросу.

Наиболее ранняя фаза характеризуется тем, что космос

кажется крайне миниатюрным, а Земля - единственным обитаемым

миром. Зато этот мир, кроме нашею физического слоя, обладает

рядом других слоев, тоже материальных, но их материальность -

другой природы и других свойств, чем наша; первое приближение к

трансфизической действительности Шаданакара. Все эти слои,

равно как и наш, лишены развития. Они сотворены раз и навсегда

и обитаемы добрыми и злыми существами. Для этих существ человек

- центр их интересов и, так сказать, яблоко раздора. Сам же

человек не осознает Природу как нечто вне его лежащее и не

противопоставляет себя ей. Отдельные проявления Природы

возбуждают, конечно, те или иные чувства - страх, удовольствие,

благоговение, но Природа как целое, по-видимому, почти не

воспринимается или воспринимается в чисто эстетическом плане,

да и то лишь отдельными людьми, высоко одаренными

художественным чувством. Поэтому редко можно найти среди

памятников искусства этих эпох лирику природы и еще реже -

пейзажную живопись. К этой фазе относятся, в основном, культуры

древности, а также некоторые более поздние культурные формы

Востока. В религиозном отношении для первой фазы характерен

политеизм.

Для второй фазы типичны те монотеистические системы,

которые или игнорируют Природу, не проявляя к ней интереса, или

враждебны ей. Рост личности приводит к представлению, что

человек может совершенствоваться. Природа же не подает

признаков развития, она косна и статична, она внеморальна и

неразумна, она во власти демонических сил, и та часть

человеческого существа, которая единосущна Природе, требует

либо порабощения ее духом, либо порабощает его сама. Это - фаза

природоборческая. Ее прошли и христианские, и буддийские, и

индуистские народы; на ней остановилось (пока совпадало со

своей национальной религией) еврейство. Последнее однако, равно

как и народы ислама, не столько стремилось к борьбе с Природой,

сколько проходило мимо нее. Семитическое чувство Природы вообще

отличалось скудостью. Давно уже отмечено, как бедны были этим

чувством авторы библейских книг и Корана сравнительно с теми,

кто создавал великие эпопеи Эллады и, особенно, Индии Семиты

отдавали Природе неизбежную дань, осеняя религиозной санкцией

воспроизведение рода, но в своей духовной философии и искусстве

стремились игнорировать ее с многозначительной

последовательностью. Они сделали у себя фактически невозможной

скульптуру и портретную живопись, потому что боялись

обожествить человека и ненавидели обоготворение стихии. Как и

другие элементы семитизма, эта природоборческая тенденция

перешла с христианством в Европу, подавила природные культы

германского и славянского язычества и господствовала до конца

средних веков. Но и Востоку пришлось пройти через эту фазу,

хотя и окрасив ее по-своему. Аскетичность крайних проявлений

брахманизма, борьба буддизма за высвобождение человеческого Я

из-под власти Природы - все это слишком общеизвестно,