Даниил Андреев

Роза Мира (Часть 1)

не мог бы появиться среди маори XIX века; Достоевского

- такого, каким мы его знаем, напрасно было бы надеяться найти

среди подданных Тутанхамона или Теодориха. Тогда он обладал бы

другой суммой свойств, а многие из них не имел бы возможности

проявить в жизни. Такой человек, о каком я говорю, даже в

недалекую от нас эпоху не мог бы осуществить врученные ему

дары, и современники остались бы в полном неведении

относительно его истинных масштабов и потенций. Нужные условия,

по-видимому, уже намечаются наступающей ныне эпохой; Роза же

Мира досоздаст их так, чтобы атмосфера общественная и

культурная обеспечила верховному наставнику цепь преемников,

достойных этого венца.

Могут сказать также: даже всех перечисленных дарований

мало для такой необычайной деятельности; надо обладать широким,

трезвым и практичным государственным умом. Да, еще бы. Такому

деятелю придется соприкасаться с тысячами разнообразных

проблем; потребуются и знания, и опыт, и эрудиция -

экономическая, финансовая, юридическая, даже техническая. Но

век Аристотелей давно миновал; умы энциклопедического охвата

немыслимы в наше время. И деятельность того, о ком я говорю,

столь же немыслима в отрыве от соборного разума, от Верховного

Собора. В ней будут участвовать самые глубокие умы, люди,

умудренные в превратностях государственной жизни, специалисты

всех отраслей знания. Не энциклопедическая эрудиция и не

приземистый хозяйственный смысл потребуются от верховного

наставника, но мудрость. Мудрость, которая понимает людей с

первого взгляда, которая в самых сложных вопросах сразу находит

их существо и которая ни на миг не делается глуха к голосу

совести. Верховный наставник должен стоять на такой моральной

высоте, чтобы любовь и доверие к нему заменяли бы другие методы

властвования. Принуждение, насилие над чужою волей мучительны

для него; он пользуется ими лишь в редчайших случаях.

И все же это лишь один из вариантов возможного, хотя, на

мой личный взгляд, наиболее желательный. Вполне представимо и

другое: такое руководство Розой Мира, такое соотношение его с

законодательными учреждениями и с правительством Федерации, при

котором принцип коллективности не будет ограничен ни в чем и

никем. Время разрабатывать конституцию будущего - в далеком

будущем, и не нам, а счастливым потомкам придется выбирать из

многих вариантов один.

Но уж не теократия ли это? - Я не люблю слово 'теократия'.

Теократия есть боговластие; применять его к каким бы то ни было

общественным и государственным устройствам абсурдно - с точки

зрения атеиста, кощунственно - с точки зрения верующего.

Никакой теократии история не знает и знать не может. Не

теократией, а иерократией, властью духовенства, следует

называть церковное государство пап или далай-лам. А тот строй,

о котором я говорю, прямо противоположен всякой иерократии: не

церковь растворяется в государстве, поглотившем ее и от ее

имени господствующем, но и весь конгломерат государств, и сонм

церквей постепенно растворяются во всечеловеческом братстве, в

интеррелигиозной церкви. И не высшие иерархи церкви занимают

кресла в высших органах, законодательных, исполнительных и

контролирующих, но лучшие представители всех народов, всех

конфессий, всех общественных слоев, всех специальностей.

Не иерократия, не монархия, не олигархия, не республика:

нечто новое, качественно отличное от всего, до сих пор бывшего.

Это - всемирное народоустройство, стремящееся к освящению и

просветлению всей жизни мира. Я не знаю, как его назовут тогда,

но дело не в названии, а в сути. Суть же его - труд во имя

одухотворения человека, одухотворения человечества,

одухотворения природы.

ГЛАВА 2. ОТНОШЕНИЕ К КУЛЬТУРЕ

Мало-помалу новое отношение возникает ко всему:

существование Розы Мира не имело бы и тени смысла, если бы она

лишь повторяла то, что было сказано раньше. Новое отношение к

себе, новое осмысление вызывается буквально всеми явлениями, от

великих до малых: процессом космическим и процессом

историческим, мировыми законами и связью между

разноматериальными мирами, человеческими отношениями и путями

развития личности, государствами и религиями, животным царством

и стихиями - словом, всем тем, что мы объединяем в понятии

'культура'