Даниил Андреев

Роза Мира (Часть 1)

когда на вершине общества руководят и

творят достойнейшие: не те, чье волевое начало гипертрофировано

за счет других способностей души и чья сила заключается в

неразборчивом отношении к средствам, но те, в ком гармонически

развитая воля, разум, любвеобилие, чистота помыслов и глубокий

жизненный опыт сочетаются с очевидными духовными дарами: те,

кого мы называем праведниками. Совсем недавно мы видели тому

пример: мы видели роковую годину Индии и великого духом Ганди.

Мы видели потрясающее зрелище: человек, не обладавший никакой

государственной властью, в подчинении которого не было ни

одного солдата, даже ни одного личного слуги, не имевший крова

над головой и ходивший в набедренной повязке, стал совестью,

стал духовным и политическим вождем трехсот миллионов человек,

и одного его тихого слова было достаточно, чтобы эти миллионы

объединялись в общей бескровной борьбе за освобождение своей

страны, а пролитие крови врага влекло за собой всеиндийский

пост и траур. Нетрудно представить себе, как трагически

исказился бы исторический путь индийского народа, если бы

вместо этого подвижника в решающую минуту выдвинулся в качестве

вождя человек односторонне-волевого типа, вроде Муссолини или

Сталина, - так называемая 'сильная личность', мастер демагогии

и политической интриги, маскирующий свою сущность деспота

тирадами о народном благе! Как блестяще играл бы он на низших

инстинктах народа, на естественной ненависти к завоевателям, на

зависти к богатым; какие волны огня и крови заходили бы по

Индии, затопляя острова высокого этического сознания, тысячи

лет укреплявшиеся и лелеемые лучшими сынами великого народа! И

какая тирания воздвиглась бы в итоге над истерзанною страной,

пользуясь склонностью к повиновению, созданною веками

рабства!.. Ганди направил освободительный и созидательный

энтузиазм нации по другому пути. Вот первый в новейшей истории

пример той силы, которая постепенно заменит меч и кнут

государственной власти. Эта сила - живое доверие народа к тому,

кто доказал свою нравственную высоту; это - авторитет

праведности.

Предвижу множество возражений. Одно из них таково: да, это

было возможно в Индии, с ее неповторимыми особенностями, с

четырехтысячелетним религиозным прошлым, с этическим уровнем ее

народа. У других народов другое наследие, и опыт Индии ни на

какую другую страну перенесен быть не может.

Верно, у каждого народа свое наследие. И наследие Индии

привело к тому, что ее народ стал пионером на этой дороге. Но

почти каждый народ видел у себя или рядом с собой диктатуры и

тирании всевозможных окрасок, разнообразной идеологической

маскировки, и каждый мог убедиться, в пучину каких катастроф

увлекает страну слепая власть, не просветленная праведностью,

не отвечающая даже требованиям среднего нравственного уровня. А

ведь государственное водительство - это подвиг, и средний

нравственный уровень для этого мал. Многие народы убедились и в

этом, потому что там, где вместо диктаторов чередуются

политические партии, там сменяются, точно в калейдоскопе,

дипломаты и генералы, боссы и адвокаты, демагоги и дельцы, одни

- своекорыстнее, другие - идейнее, но ни один не способен

вдохнуть в жизнь новый, чистый и горячий дух, разрешить

насущные всенародные проблемы. Ни одному из них никто не может

доверять больше, чем самому себе, потому что ни один из них

даже не задумывался о том, что такое праведность и духовность.

Это - снующие тени, опавшие листья, подхваченные ветром

истории. Если Роза Мира не выйдет вовремя на всечеловеческую

арену, они будут развеяны огненным дыханием волевых и

безжалостных диктатур; если же Роза Мира появится - они

растворятся, растают под восходящим солнцем великой идеи,

потому что сердце народа доверяет одному праведнику больше, чем

сотне современных политиков.

Но еще могущественнее и светлее будет воздействие на народ

и его судьбу, если три наивысших одаренности - праведность, дар

религиозного вестничества и художественная гениальность

совместятся в одном человеке.

Много, о, много проявлений религии относится целиком к ее

минувшим стадиям. Одно из таких проявлений, по-видимому, - и

власть над умами строго очерченных, аподиктически выраженных,

не подлежащих развитию, статуарных догм. Опыт последних веков и

рост