Даниил Андреев

Роза Мира (Часть 1)

Их военная

и техническая мощь становится головокружительной. Они уже

столько раз ввергали мир в пучину войн и тираний, - где

гарантии, что они не ввергнут его еще и еще? И наконец

сильнейший победит во всемирном масштабе, хотя бы это стоило

превращения трети планеты в лунный ландшафт. Тогда цикл

закончится, чтобы уступить место наибольшему из зол: единой

диктатуре над уцелевшими двумя третями мира - сперва, быть

может, олигархической, а затем, как это обычно случается на

втором этапе диктатур, - единоличной. Это и есть угроза, самая

страшная из всех, нависавших над человечеством: угроза

всечеловеческой тирании.

Сознательно или бессознательно предчувствуя эту опасность,

движения гуманистической направленности пробуют консолидировать

свои усилия. Они лепечут о культурном сотрудничестве,

размахивают лозунгами пацифизма и демократических свобод, ищут

призрачного спасения в нейтралитете либо же, испуганные

агрессивностью противника, сами вступают на его путь.

Бесспорной, всем доверие внушающей цели, то есть идеи о том,

что над деятельностью государств насущно необходим этический

контроль, не выдвинуло ни одно из них. Некоторые общества,

травмированные ужасами мировых войн, пытаются объединиться с

тем, чтобы в дальнейшем политическое объединение охватило весь

земной шар. Но к чему теперь привело бы и это? Опасность войн,

правда, была бы устранена, по крайней мере временно. Но где

гарантии того, что это сверхгосударство, опираясь на обширные

нравственно отсталые слои - а таких на свете еще гораздо

больше, чем хотелось бы - и расшевеливая неизжитые в

человечестве инстинкты властолюбия и мучительства, не

перерастет опять-таки в диктатуру и, наконец, в тиранию, такую,

перед которой все прежние покажутся забавой?

Знаменательно, что именно религиозные конфессии, раньше

всех провозгласившие интернациональные идеалы братства, теперь

оказываются в арьергарде всеобщего устремления ко всемирному

Возможно, в этом сказывается характерное для них сосредоточение

внимания на внутреннем человеке, пренебрежение всем внешним, а

ко внешнему относят и проблему социального устроения

человечества. Но если вглядеться глубже, если сказать во

всеуслышание то, что говорят обычно лишь в узких кругах людей,

живущих интенсивной религиозной жизнью, то обнаружится нечто,

не всеми учитываемое. Это возникший еще во времена

древнеримской империи мистический ужас перед грядущим

объединением мира, это неутолимая тревога за человечество, ибо

в едином общечеловеческом государстве предчувствуется западня,

откуда единственный выход будет к абсолютному единовластию, к

царству 'князя мира сего', к последним катаклизмам истории и к

ее катастрофическому перерыву.

Да и в самом деле: где гарантии, что во главе

сверхгосударства не окажется великий честолюбец и наука

послужит ему верой и правдой, как орудие для превращения этого

сверхгосударства именно в ту чудовищную машину мучительства и

духовного калечения, о которой я говорю? Можно ли сомневаться,

что даже уже и теперь создаются предпосылки для изобретения

совершенного контроля за поведением людей и за образом их

мышления? Где границы тем кошмарным перспективам, которые

возникают перед нашим воображением в результате скрещения двух

факторов: террористического единовластия и техники XXI

столетия? Тирания будет тем более абсолютной, что тогда

закроется даже последний, трагический путь избавления:

сокрушение тирании извне в итоге военного поражения: воевать

будет не с кем, подчинены будут все. И всемирное единство,

мечтавшееся стольким поколениям, потребовавшее стольких жертв,

обернется своей демонической стороной: своей безвыходностью в

том случае, если руководство этим единством возьмут ставленники

темных сил.

На горьком опыте человечество убеждается уже и теперь, что

ни те социально-экономические движения, шефство над которыми

берет голый рассудок, ни достижения науки сами по себе не в

состоянии провести человечество между Харибдой и Сциллой -

тираниями и мировыми войнами. Хуже того: новые

социально-экономические системы, приходя к господству, сами

облекаются в механизмы политических деспотий, сами становятся

сеятелями и разжигателями мировых войн.