Даниил Андреев

Роза Мира (Часть 1)

Естественно при этом, что объем истинности

систем, сложившихся в итоге опыта множества индивидуумов, как

правило, больше объема истинности систем, распространенных

только у небольших групп. Исключение могут составлять молодые

системы, восходящие быть может, к широкому распространению, но,

в силу естественного хода вещей, сперва минующие стадию

келейного или ограниченно группового существования.

Подобные широко распространенные системы называются в

данной концепции - как это будет подробно разъяснено несколько

ниже - мифами. За мифами всегда стоит та или иная

трансфизическая реальность, но она не может быть не искаженной

и не запутанной привнесением в миф множества 'человеческого,

слишком человеческого'. Методика высвобождения трансфизического

зерна мифов из их человеческой шелухи вряд ли может быть, во

всяком случае теперь, строго и точно сформулирована. Пока не

удалось еще выработать необходимый для этого механизм

критериев, которого в любом случае было бы достаточно. Да и

сомнительно, разрешима ли подобная сложнейшая мистическая

задача при помощи одного рацио. Можно, правда, построить исходя

из телеологии истории определенную классификацию религий,

которая позволила бы выделить религии высокоразвитые в особую

группу, и убедиться, что есть тезисы, утверждаемые всей этой

группой религий, хотя и с различной степенью чистоты и силы. К

их числу принадлежат: тезис о единстве Бога, о множественности

различных духовных иерархий, о множественности разнозначных

миров, о бесконечной множественности становящихся монад, а

также о существовании некоего общего нравственного закона,

который характеризуется посю- или потусторонними воздаяниями за

совершенное человеком в жизни. Во всем же остальном, и даже в

истолковании только что перечисленных общих тезисов, мифы либо

противоречат один другому, либо говорят о разном.

Однако, если во многих случаях индивидуальность субъекта

привносит в представления о познаваемом нечто постороннее,

сугубо человеческое, то, с другой стороны, столь же

многочисленны случаи, когда какая-либо духовная истина может

быть воспринята только определенным складом познающего

сознания. Индивидуальность оказывается фактором, не замутняющим

познание, но, наоборот, делающим его реально возможным.

Телеологический процесс в религиозной истории человечества

заключался отчасти именно в том, чтобы воздействием

исторических и биографических факторов отшлифовать сознание

отдельной личности, народа, расы, эпохи таким образом, чтобы

сделать его способным к восприятию данных истин, данной

трансфизической реальности. Другим же индивидуальностям,

народам, расам, эпохам такое, отшлифованное определенным

образом сознание и его религиозный опыт могли казаться

странными, искаженными либо незрелыми, чреватыми всякого рода

аберрациями.

Из сотен возможных примеров я возьму пока один, но

чрезвычайно яркий: идею перевоплощений. Глубоко присущая

индуизму и буддизму, имеющаяся в эзотерическом иудаизме

(Каббала), идея эта отвергается ортодоксальным христианством и

исламом. Следует ли, однако, думать на основании этой

'невсеобщности' идеи, что она представляет собою расовую или

стадиально-культурную аберрацию индийского сознания? Дело в

том, что при согласовании тезисов различных религий надлежит,

прежде всего, научиться отсеивать главное от второстепенного,

общее от частного. 'Общее', главное любого тезиса заключается в

семени идеи, проявляющем чрезвычайную устойчивость в веках:

брошенное в почву различных культурных сред, оно дает различные

побеги - различные варианты данного тезиса. Если

телеологическая направленность вообще имеется в истории, то,

конечно, направленность эта должна сказаться прежде всего в

бытии именно таких устойчивых духовных семян - в широко

распространенных, исповедуемых миллионами сознаний основах

идеи.

Семя идеи перевоплощений состоит в учении о некоем Я,

совершающем свое космическое становление или известный отрезок

его по ступеням последовательных существований в нашем

физическом мире. Все остальное, как-то: духовно-материальная

природа и структура перевоплощающегося, та или иная зависимость

перевоплощений от закона кармы, распространение