Даниил Андреев

Роза Мира (Часть 1)

шинтоизму. Правоверного католика

или протестанта, да и православного тоже это коробит, он не

может понять, как это психологически возможно, и даже ощущает в

этом явлении нечто как бы кощунственное. Но безо всякого

кощунства это возможно и даже совершенно естественно потому,

что опыт христианства и опыт шинтоизма различествуют по

горизонтали: они - о разном. Шинтоизм есть национальный миф.

Это есть аспект мирового религиозного откровения, обращенный к

народу японскому и только к нему. Это - осмысление духовной,

лучше сказать, трансфизической реальности, надстоящей над

японским народом и только над ним и проявлявшейся в его истории

и культуре. В шинтоизме не найти ответов на вопросы

космического, планетарного или общечеловеческого характера: о

Творце мира, о происхождении зла и страдания, о путях

космического становления. Он говорит только о метаистории

Японии, о ее метакультуре, об иерархиях, ею

народоводительствующих, и о небесном соборе просветленных душ,

поднявшихся в высшие миры Шаданакара именно из Японии.

Синкретизм японцев, то есть одновременное исповедание ими

шинтоизма и католичества, шинтоизма и буддизма, есть не

психологический парадокс, а, напротив, первый намек на то, как

должны дополнять гармонически друг друга опыты и истины

различных религий.

Конечно, прежде чем станет осуществимой уния между

христианством и другими религиями и культами 'правой руки' - а

это есть одна из исторических задач Розы Мира, - естественно

достичь воссоединения христианских церквей: подготовку такого

воссоединения, богословскую, философскую, психологическую,

культурную и организационную, Роза Мира будет проводить с

неослабевающим воодушевлением. Пока воссоединения христианства

не произошло, пока Восьмой вселенский собор (или несколько

последовательных соборов) не рассмотрят весь объем старой

догматики и не внесут в него ряд тезисов, основанных на

духовном опыте последней тысячи лет, пока они не санкционируют

наивысшим авторитетом воссоединенного христианства тезисы

учения Розы Мира, до тех пор эти тезисы могут, конечно,

исповедоваться, утверждаться, проповедоваться, но не должны

быть отлиты в замкнутые, завершенные, безусловные формы,

рекомендуемые к исповеданию всем христианам.

В этом воссоединении христианских конфессий и в дальнейшей

унии всех религий Света ради общего сосредоточения всех сил на

совершенствовании человечества и на одухотворении природы Роза

Мира видит свою надрелигиозность и интеррелигиозность.

Религиозная исключительность ее последователям не только

чужда - она для них невозможна. Со-верчеству со всеми народами

в их наивысших идеалах - вот чему учит ее мудрость.

Строение Розы Мира предполагает поэтому ряд

концентрических кругов. Почитаться пребывающими вне всеобщей

церкви не должны последователи никакой религии 'правой руки';

те же из них, кто еще не достиг сознания надрелигиозного

единства, занимают внешние из этих кругов. Средние круги

охватывают менее деятельных, менее творческих из числа

последователей Розы Мира; внутренние же - тех, кто смысл своего

существования положил в сознательном и свободном

богосотворчестве.

Пусть христианин вступает в буддийский храм с трепетом и

благоговением: тысячи лет народы Востока, отделенные от очагов

христианства пустынями и горными громадами, постигали через

мудрость своих учителей истину о других краях мира горнего.

Сквозь дым курений здесь мерцают изваяния высоких владык иных

миров и великих вестников, об этих мирах говоривших людям.

Мирам этим не соприкоснулся западный человек; пусть же

обогатятся его разум и душа хранимым здесь знанием.

Пусть мусульманин входит в индуистский храм с мирным,

чистым и строгим чувством: не ложные боги взирают на него

здесь, но условные образы великих духов, которых поняли и

страстно полюбили народы Индии и свидетельство о которых

следует принимать другим народам с радостью и доверием.

И пусть правоверный шинтоист не минует неприметного здания

синагоги с пренебрежением и равнодушием: здесь другой великий

народ, обогативший человечество глубочайшими ценностями,

оберегает свой опыт о таких истинах, которыми духовный мир

открылся ему - и никому