Ольга Толмачева

Древо Ангелов (Часть 1)

воплощением

конкретных качеств. Волк - злой и коварный, лиса - быстрая и

хитрая, кот - ласковый и добрый, конь - трудолюбивый, медведь -

грубый, но справедливый. Ещ° и сегодня в народе бытуют

различные, связанные с животными поверья: кот умывается - жди

гостей, заяц или кот перебежали дорогу - будет беда, ворон каркает -

несчастье накличет, волк воет возле жилья - предсказывает смерть,

аист поселился в усадьбе - на счастье.

Вс° это - отзвуки той дал°кой древности, когда животные были и

врагами, и друзьями человека. Наши предки верили, что, то или

иное животное может не только накликать беду, но и предостеречь

от не°, защитить жилище от нечистой силы. Иногда для этого было

достаточно схематичного изображения животного, или даже его

части. Вот и украшали наши предки наличники своих изб конскими

головами, коровьими рогами, силуэтами змей, а солонку или черпак

вырезали в виде утки.

Позднее, с приходом христианства, в том числе и в других

странах, наличники домов стали украшать маленькими фигурками

Ангелов. Ангелов рисовали, вырезали и украшали ими избы,

считалось, что они охраняли жилище и приносили в дом счастье и

удачу.

Эту тематику, естественно, не обошли и белорусские женщины,

работавшие над изготовлением ритуальных рушников. В их

произведениях встречаются различные образы животных: олени,

львы, коты, зайцы и др. На древних тканых и вышитых изделиях, в

которых преобладают в основном мотивы геометрической

орнаментики, животные, если и встречались, то в очень

стилизованном виде и играли роль, несомненно, символическую, т.е.

защитную в частности. На современных же изделиях мы часто

можем увидеть натуралистичные силуэты различных животных,

органично включающиеся в многоцветную, богато разработанную

картину природы, в наше время, однако, защитная роль им уже

скорее не приписывается, и они являются чисто декоративными

мотивами, которыми мастерицы обогащают сво° видение природы

Беларуси.

Таким же образом и изображение Ангелов в наше время нес°т,

скорее, характер веры или морали, или нравственности, или просто

художественного элемента. Другое дело, если наряду с Ангелом

отображают и присущую ему соответствующую символику, которая

как бы переда°т некую информацию, некое знание. Графическое же

изображение Ангелов, сохранившееся в древней предсказательной

системе белорусов 'Дрэва Ан°лау', несомненно, переда°т как раз

сущность, т.е. то, что скрывается за образом, и как раз выражающее

значение данного символа и его роль в системе верований древних

белорусов.

Наиболее полным выражением лирических и поэтических

настроений в народном творчестве и мифологии были птицы.

Существа с крыльями выражали наиболее душевные или

возвышенные чувства белорусов. Так,

голубь, или голубка символизировали любовь,

кукушка - женщину-вдову,

соловей - певца любви,

сокол - образ любимого,

ор°л - героя.

Потому, эти образы, имеющие вполне конкретно значение часто

использовались в символических подарках любимому или

вышивались на оберегах уходящему на фронт.

На древних вышитых рушниках мы опять же видим сильно

стилизованные, практически геометрические силуэты птиц, в

которых даже трудно обозначить конкретный прообраз.

Несомненно, это является отзвуком древней символики силуэтов

птиц, отголосками языческих традиций жертвоприношения.

Нельзя здесь не вспомнить о петухе - священной птице древних

славян. С петухом и его криком связывали восход солнца,

наступление нового дня, исчезновение нечистой силы. Потому так

часто можно видеть силуэт петуха на древних обрядных рушниках.

То петухи стоят парами по сторонам древа жизни, то образуют

собою бордюр, органично вплетающийся в декор.

В сочетании с другими символами образ петуха мог принимать

различные значения, такие как, например, пожелания хорошего

урожая, пожелания счастья.

Жаворонков вышивали на рубахах и дарили своим

возлюбленным. Уже старые женщины, имеющие семьи, много детей

и внуков советовали это молодым. Считалось, что жаворонок по°т о

любви, и потому, если девушка хотела, чтобы возлюбленный любил

бы е° ещ° больше и сильнее, чтобы любовь их была как песня

жаворонка, она делала ему такой подарок. Хотя это уже больше

относится к области деревенской языческой магии наших предков.

В народных поверьях интересной символикой обладают, скажем,

атрибуты Купальской ночи. Купальская трава в виде веточки с тремя

цветками, потому, похоже, что собирали е° для тр°х различных

целей: на венки, для гадания и как лекарство.

Рис.