Ольга Толмачева

Древо Ангелов (Часть 1)

в

красивый, композиционно и технически выверенный ромбовидный

мотив, который нес°т в себе глубокую смысловую нагрузку. Стоит

отметить многогранность и разнообразие осмысления этого образа в

народном понимании. В некоторых случаях земля рассматривается

как небесное тело и в этом отношении сопоставляется с солнцем,

луной и зв°здами. В других случаях она принимает значение основы

жизни природы и в этом смысле вместе с Солнцем выступает

главным субъектом годового цикла природы, смены врем°н года.

Земля может восприниматься ещ° и как основа жизни человека в

природе, как нива, его кормящая, Мать-Кормилица.

Главными богами наши предки называли Матушку-Землю и

Батюшку-Солнце. От них, как считалось, и пошла всякая жизнь - и

людей, и природы.

Существует и легенда о том, как Матушка-Земля и Батюшка-

Солнце создали Весну, Ярилу и Купалинку:

Ходил Бог по земле в старых стоптанных лаптях, драной од°жке,

да облезлой овчинной шапке. Видит он, как бедно жив°тся людям на

земле, холодно им и голодно. И не знает Бог, как им помочь. Послал

он тогда на Землю своих пророков - Илию, Петра, Павла и Николая.

А те ничем народу не помогли. Тогда Батюшка-Солнце и Матушка-

Земля сотворили Весну, Ярилу и Купалинку. Весну - для тепла и

цветов, Ярилу - для роста пшеницы на ниве, и Купалинку - чтобы

жить было веселей, чтобы хотелось петь и плясать. Вот и вся сказка.

Эта легенда полностью отображает весь быт, жизнь крестьянской

белорусской семьи, чьи нужды и заключались в тепле природы, да

чтоб хлебушек родился, хоть и сами старательно трудились, но и

веселиться умели. Так жили наши предки. И к своим богам-

покровителям обращались за решением насущных нужд.

В начале 17-го столетия в Вильне вышла в свет книга 'Wyklad

bogin slowienskich', т.е. 'Толкование славянских богинь' с очень

характерной гравюрой. В е° центре - большой круг - символ неба. В

его верхней части расположено Солнце в человеческом облике,

ниже - крылатая женщина с короной на голове и факелами в руках.

По краям видна волнами возвышающаяся поверхность,

представляющая собой символ вспаханной земли, образ Богини

Матери-Земли. В художественной форме здесь отображена та самая

древняя народная легенда о сближении Солнца и Земли, в

результате которого природа пробуждается от зимнего сна.

Наличие образа женщины с крыльями говорит нам о том, что

позднее, с приходом католичества на белорусскую землю, нашим

предкам было также легко воспринять и пришедшие с ним новые

образы Ангелов Божьих, Небесных заступников человечества, очень

похожих по своей природе и выполняемым функциям на божеств

языческого пантеона белорусов. Существа с крыльями, к которым

также можно было обращаться за поддержкой в любом деле,

просить их о здоровье и благополучии, и чтоб хлебушек родился, и

чтобы семья была большая и счастливая, наряду с языческими

богами стали также предметом молитв, поклонения и символами для

предсказаний.

Показательно, что автор книги, упоминаемой выше, связывает

стремление к счастью и справедливости именно с языческим мифом

о господстве в мире и природе Бога Солнца и Богини Земли.

Животные издавна сопровождали человека. Сперва дикие, затем

прирученные, домашние. Животные кормили и одевали человека,

помогали ему в работе, охраняли жилище. Человек знал повадки и

характер диких и домашних животных, и использовал это в бытовых

и хозяйственных целях. Бытовали поверья, что животные умеют

говорить, и если человек пойм°т их язык, он станет мудрым и

богатым.

Примерно такое же отношение было у друидов к деревьям. Кроме

того. Разговаривать можно было с любым живым существом, от

растения и насекомого и до довольно крупного животного. Сейчас

наукой уже довольно исследован этот вопрос. Мы знаем, что не

только умные животные, но и наши домашние и другие растения

реагируют вполне биологически на наше к ним обращение.

Кроме того, позднее стало считаться, что каждая вещь

окружающего мира имеет своего Духа, которого нельзя обидеть, а

следует умилостивить или как-то договориться с ним, если хочешь

использовать эту вещь.

В понятиях христианства, или католичества эти Духи

рассматривались как Ангелы. Но перед тем, как предпринять какое-

либо действие, обращались скорее не к данному соответствующему

Ангелу, а скорее к Богу, который уже должен был дать указания

своим подчин°нным - посланникам. (Поскольку просто невозможно

было знать всех существующих Ангелов вещей.)

В народном представлении каждое животное было